Отшельники или бунтари: истории людей, которые живут в отселенных домах
Разваливающееся здание, отсутствие канализации, горячей воды… Почему жители Минска не хотят покидать квартиры в отселенных многоэтажках и имеют ли право оставаться в них
Жизнь вынудила
Дом № 24 на улице Запорожской можно считать одним из самых старых в столице. Построен в послевоенное время пленными немцами. В 1970-х годах был заселен работниками Минского тракторного завода. Однако в 1990-е здание пришло в негодность, и жильцам предложили съехать.
Сегодня двухэтажка выглядит заброшенной: окна заколочены, двери в подъезды закрыты. Однако, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что жизнь в доме кипит. Из окон одной из квартир «выглядывает» цветок в горшке.
На фасаде сооружения заметен свежий слой штукатурки.
В бараке живут две семьи. Супруги Карпович рассказывают, что получили здесь квартиру в 1974 году. При отселении дома завод предложил жильцам оформить льготный кредит на покупку квартир, но пара вышла на пенсию, и этот вариант отпал сам по себе. Денег на покупку жилья у Карповичей не было, а вот остаться в бараке они имели законное право. Ведь являлись владельцами квартиры.
Кроме стариков, в доме живут два брата, которым за 50 лет. И тоже «легально».
Жильцы признаются, согласны бы съехать, но некуда: жилье им не предлагают. Условия проживания в здании аховые: нет канализации, за водой приходится ходить к ближайшей колонке. Благо имеются газ и электричество. В зимний сезон барак отапливается.
Находиться в доме небезопасно. Так, на потолке в квартире семьи Карпович недавно появилась трещина.
– Каждый год нас предупреждают, что дом снесут, но ничего не происходит. Будем жить тут до победного конца, его или нашего – не важно, – говорит Галина Ивановна.
По закону если дом признан аварийным, администрация района, в котором тот находится, производит принудительное выселение жильцов. Им предлагают новое жилье. В случае, когда дом сносит УКС, вступает в силу Указ Президента № 58 от 2 февраля 2009 года «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», и выселить жильца можно только в судебном порядке при наличии акта выбора и решения Мингорисполкома о предстоящем изъятии жилища.
Как отметили в администрации Партизанского района, дом находится на территории, застраивать которую должен УКС «Восток». Пока денег на снос здания и строительство нового нет. Как только вопрос будет решен, жильцам предложат квартиры.
Отказ по собственному желанию
На улице Нововиленской тоже есть два барака, которые обещали снести к концу года. Между тем в доме № 13 по-прежнему проживает одна минчанка. 10 лет назад при отселении дома ей, как и остальным жильцам, предложили квадратные метры в Каменной Горке или денежную компенсацию. Но эти условия женщину не устроили. Чиновники проводили с ней разъяснительную работу, даже пытались разобраться в судебном порядке, но она выигрывала дела.
Тем не менее не так давно оставшуюся владелицу квартиры решено выселить в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд. Решение об этом уже готово. Женщина получит в собственность новое жилье.
Снести нельзя оставить
Отселенные дома и бараки – больная тема для столицы. Какие только истории с ними не происходят. Например, год назад в прессе появилось сообщение, что ЖКХ Партизанского района позволило своим сотрудникам, не имеющим крыши над головой, временно проживать в отселенных домах на улицах Филимонова и Авангардной. Арендную плату с жильцов не брали, но обязали оплачивать коммунальные платежи.
Среди проживающих оказалось немало цыган, которые выпивали, устраивали шумные вечеринки. Квартиры превратились в склады: сюда тащили мусор, не убирали. При этом со стороны районного ЖКХ контроль за жильцами не осуществлялся.
В администрации Партизанского района отметили: не в курсе, что в отселенных домах кто-то жил.
В течение ближайших трех месяцев все пять бараков, находящиеся в данном районе, снесут. Строительные работы на месте уже начались. На освободившейся территории собираются построить многоэтажный дом.
Если бараки приносят такие проблемы городу, почему бы от них не избавиться? Оказывается, ликвидация здания – довольно сложный процесс. Нужно разработать проектно-сметную документацию, произвести проектно-изыскательские и строительские работы по сносу, а также работы по утилизации. Нередко вопрос упирается в деньги. Снос одного дома обходится в сотни тысяч рублей: использовать пиротехнику в черте города нельзя, поэтому приходится разбирать здания чуть ли не вручную.
Как отметили в Минском городском территориальном фонде государственного имущества, в столице насчитывается 32 отселенных дома. Скоро их станет меньше. Первый заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Кухарев поставил задачу до конца 2016 года освоить все денежные средства, выделенные для сноса отселенных домов. Ликвидации подвергнуться 26 сооружений на улицах Кузьмы Чорного, Филимонова, Ковалева, Мачульского, Новой, Нововиленской, проезде Чижевских.
Юлия БАЛАКИРЕВА
Фото автора