Парламентарии изучают проект поправок к Декрету № 3
О том, что Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» нуждается в шлифовке, говорилось неоднократно и на разных уровнях, в том числе и на уровне главы государства. И когда министр труда и социальной защиты Ирина Костевич сообщила, что в правительство уже подан проект поправок в названный документ, общественность восприняла эту новость с одобрением.
Напомним: резонансный декрет направлен на решение нескольких проблем – ликвидацию безработицы, социального иждивенчества и легализацию работников, занятых в теневом секторе экономики. На совещании, посвященном реализации Декрета № 3, Президент Александр Лукашенко пояснил: «Решение проблемы виделось в стимулировании трудоспособных граждан, которые могут и должны работать, к легальной трудовой деятельности и обеспечению исполнения конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов».
Однако на практике все пошло не совсем так, как ожидалось. Стало очевидным, что документ нуждался в доработке.
Нынешняя работа над ошибками, о которой заявила министр труда и социальной защиты, – это уже вторая «волна» совершенствования нормативного документа. Первая отмечалась в январе текущего года и вылилась в Декрет № 1, содержащий весомые дополнения к Декрету № 3. Тогда, к примеру, освободили от уплаты сбора родителей, воспитывающих детей в возрасте 3–7 лет, но лишь в том случае, если малыши не посещают дошкольные учреждения. Еще Декрет № 1 избавил от уплаты сбора граждан, проходящих альтернативную службу, и тех, кто значится в списках национальных сборных по разным видам спорта. Появилось в обновленном нормативном акте и понятие «сложная жизненная ситуация», которую местные органы власти теперь обязаны учитывать по отношению к безработным при вынесении решения «платить-не платить». После утверждения упомянутого декрета право на невыплату сбора было предоставлено в общей сложности по 23 позициям. И все же, судя по работе межведомственных групп в регионах, ряд нюансов остался за кадром.
Потому в результате в правительство и был направлен второй пакет проекта изменений к Декрету № 3. Как отметила Ирина Костевич, в его основу легли все предложения и проблемы граждан, с которыми они обращались в региональные комиссии. На этот раз соавторы изменений предлагают признать участвующими в госфинансировании (а значит – не подпадающими под сбор средств) землевладельцев, независимо от размера земельного участка, его назначения и населенного пункта. Примечательно, что в проекте поправок содержится посыл более лояльно рассматривать ситуации, связанные с невозможностью работать по медицинским показаниям. Например, нередки случаи, когда люди не трудоустраиваются, поскольку восстанавливаются после тяжелых болезней или, наоборот, стараются предотвратить их возникновение. А многие не могут трудиться потому, что ухаживают за больными родственниками.
Вполне возможно, что послабления коснутся и семей, где работает только один из супругов (исходя из жизненных реалий – муж). Первоначальная редакция декрета была воспринята в штыки женщинами, которые оставили карьеру ради воспитания детей. На протяжении многих месяцев интернет-сайты и форумы пестрели сообщениями домохозяек о том, что их распорядок дня насыщеннее, чем у многих бизнес-леди; бурные дебаты велись и по поводу того, уместно ли называть «социальными иждивенцами» матерей. Парламентарии подумали и согласились: неуместно. По крайней мере, депутат Палаты представителей Леонид Качина, комментируя проект поправок, заявил в интервью телеканалу ОНТ: «Если муж или жена имеют высокооплачиваемую работу, соответственно, финансирование госрасходов происходит у них в большом объеме, то другие члены семьи, по мнению населения, имеют право не участвовать в отчислениях, а заниматься воспитанием детей».
Озвученные инициативы оправданны. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что обсуждаемая тема напрямую связана с занятостью населения. Федерация профсоюзов Беларуси не раз обращала внимание на так называемые «скрытые сокращения».
Очевидно, что в данной ситуации требуются быстрые и нестандартные решения. Наверное, поэтому указание Президента трудоустроить всех безработных к 1 мая стало своеобразным катализатором. Министерства и ведомства заметно активизировались. Новости о свежих подходах по созданию рабочих мест обновляются практически ежедневно. Открываются выездные ярмарки вакансий. Минтруда и соцзащиты сформировало мобильные группы, которые до 11 апреля проедут по регионам и попытаются выяснить причины, мешающие развиваться тому или иному району. Министерство по налогам и сборам, в свою очередь, скрупулезно пересматривает списки плательщиков сбора на финансирование госрасходов. Параллельно изучается возможность использовать оплачиваемые общественные работы в качестве финансовой поддержки.
Такой серьезный подход не может не дать результатов. Что касается непосредственно совершенствования Декрета № 3, то время для изучения и внесения поправок у депутатов еще есть. И пока сбор средств на финансирование госрасходов приостановлен, дискуссия продолжается.
Елена ОРЛОВА
Фото БЕЛТА