Наверх

Парламентарии изучают проект поправок к Декрету № 3

04 апреля 2017

О том, что Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» нуждается в шлифовке, говорилось неоднократно и на разных уровнях, в том числе и на уровне главы государства. И когда министр труда и социальной защиты Ирина Костевич сообщила, что в правительство уже подан проект поправок в названный документ, общественность восприняла эту новость с одобрением.

Напомним: резонансный декрет направлен на решение нескольких проблем – ликвидацию безработицы, социального иждивенчества и легализацию работников, занятых в теневом секторе экономики. На совещании, посвященном реализации Декрета № 3, Президент Александр Лукашенко пояснил: «Решение проблемы виделось в стимулировании трудоспособных граждан, которые могут и должны работать, к легальной трудовой деятельности и обеспечению исполнения конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов».

Однако на практике все пошло не совсем так, как ожидалось. Стало очевидным, что документ нуждался в доработке.

Нынешняя работа над ошибками, о которой заявила министр труда и социальной защиты, – это уже вторая «волна» совершенствования нормативного документа. Первая отмечалась в январе текущего года и вылилась в Декрет № 1, содержащий весомые дополнения к Декрету № 3. Тогда, к примеру, освободили от уплаты сбора родителей, воспитывающих детей в возрасте 3–7 лет, но лишь в том случае, если малыши не посещают дошкольные учреждения. Еще Декрет № 1 избавил от уплаты сбора граждан, проходящих альтернативную службу, и тех, кто значится в списках национальных сборных по разным видам спорта. Появилось в обновленном нормативном акте и понятие «сложная жизненная ситуация», которую местные органы власти теперь обязаны учитывать по отношению к безработным при вынесении решения «платить-не платить». После утверждения упомянутого декрета право на невыплату сбора было предоставлено в общей сложности по 23 позициям. И все же, судя по работе межведомственных групп в регионах, ряд нюансов остался за кадром.

Потому в результате в правительство и был направлен второй пакет проекта изменений к Декрету № 3. Как отметила Ирина Костевич, в его основу легли все предложения и проблемы граждан, с которыми они обращались в региональные комиссии. На этот раз соавторы изменений предлагают признать участвующими в госфинансировании (а значит – не подпадающими под сбор средств) землевладельцев, независимо от размера земельного участка, его назначения и населенного пункта. Примечательно, что в проекте поправок содержится посыл более лояльно рассматривать ситуации, связанные с невозможностью работать по медицинским показаниям. Например, нередки случаи, когда люди не трудоустраиваются, поскольку восстанавливаются после тяжелых болезней или, наоборот, стараются предотвратить их возникновение. А многие не могут трудиться потому, что ухаживают за больными родственниками.

Вполне возможно, что послабления коснутся и семей, где работает только один из супругов (исходя из жизненных реалий – муж). Первоначальная редакция декрета была воспринята в штыки женщинами, которые оставили карьеру ради воспитания детей. На протяжении многих месяцев интернет-сайты и форумы пестрели сообщениями домохозяек о том, что их распорядок дня насыщеннее, чем у многих бизнес-леди; бурные дебаты велись и по поводу того, уместно ли называть «социальными иждивенцами» матерей. Парламентарии подумали и согласились: неуместно. По крайней мере, депутат Палаты представителей Леонид Качина, комментируя проект поправок, заявил в интервью телеканалу ОНТ: «Если муж или жена имеют высокооплачиваемую работу, соответственно, финансирование госрасходов происходит у них в большом объеме, то другие члены семьи, по мнению населения, имеют право не участвовать в отчислениях, а заниматься воспитанием детей».

Озвученные инициативы оправданны. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что обсуждаемая тема напрямую связана с занятостью населения. Федерация профсоюзов Беларуси не раз обращала внимание на так называемые «скрытые сокращения».

Очевидно, что в данной ситуации требуются быстрые и нестандартные решения. Наверное, поэтому указание Президента трудоустроить всех безработных к 1 мая стало своеобразным катализатором. Министерства и ведомства заметно активизировались. Новости о свежих подходах по созданию рабочих мест обновляются практически ежедневно. Открываются выездные ярмарки вакансий. Минтруда и соцзащиты сформировало мобильные группы, которые до 11 апреля проедут по регионам и попытаются выяснить причины, мешающие развиваться тому или иному району. Министерство по налогам и сборам, в свою очередь, скрупулезно пересматривает списки плательщиков сбора на финансирование госрасходов. Параллельно изучается возможность использовать оплачиваемые общественные работы в качестве финансовой поддержки.

Такой серьезный подход не может не дать результатов. Что касается непосредственно совершенствования Декрета № 3, то время для изучения и внесения поправок у депутатов еще есть. И пока сбор средств на финансирование госрасходов приостановлен, дискуссия продолжается.

Елена ОРЛОВА

Фото БЕЛТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024
Все новости