Педагог-художник: «Когда общаюсь с детьми, и молодею, и здоровею»
Учитель живописи – о нарисованных носках, современном искусстве и энергии учеников.
Михаил Михайлович Гавриленко – известный белорусский художник, произведения которого хорошо знают на выставках в Беларуси и за рубежом. Ему 61 год, однако Михаил Михайлович продолжает плодотворно писать и уже 10 лет работает преподавателем живописи и рисунка в Минской государственной гимназии-колледже искусств.
Корреспондент 1prof.by побывала на одном из уроков художника в 10-м классе, понаблюдала за процессом создания натюрмортов и портретов, послушала истории учеников и учителя.
– Пока все первоклашки хотели стать космонавтами, я уже в 6 лет говорил, что буду художником. К тому же мой отец отлично рисовал. В СССР в 1960-е годы искали талантливую молодежь, вот меня и еще 4 человека из нашей деревни Дунаек в Быховском районе забрали и отправили учиться. Все, кстати, стали художниками.
Сначала я учился в школе-интернате им. Ахремчика. Веселое было время – хулиганили как могли, пока родители далеко. Помню, как мы носки себе на ногах рисовали, чтобы не стирать, а воспитательница и не замечала. Что сказать – художники (смеется). Там мне преподавал сам Леонид Щемелев. Потом год отучился в Витебском педагогическом институте на художественно-графическом факультете. А в Минский театрально-художественный институт (сегодняшнюю Академию искусств) я поступил только с четвертого раза. Пока поступал, успел и в армии отслужить. Там на монументальном отделении мне преподавали народные художники Беларуси – Ващенко, Стельмашенок и Барановский. После учебы меня пригласили в аспирантуру творческих мастерских Союза художников СССР. Мне платили стипендию, отправляли в командировки, давали деньги на натуру и краски. Потом стал трудиться в галереях, музеях, делал много работ на заказ.
– А как вы стали учителем рисования?
– Преподавать мне предлагали давно – и в Россию звали, и в нашу Академию искусств. Но я выбрал эту гимназию, она очень близко к моей мастерской, которая в Троицком предместье. Бывает, вожу туда учеников, они иногда остаются там порисовать.
– Сегодняшняя молодежь рисует так же, как и 10 лет назад?
– В живописи и в рисунке отличия скорее индивидуальные. Я же учу их академическим основам. В каждом классе есть дети очень сильные, которые пишут в своей манере и с определенным характером. У меня 10–11-е классы в основном, к этому времени у детей появляется свой стиль. Думаю, композиция меняется с каждым годом, там есть чему осовремениться.
Что сказать – сейчас дети стали больше в интернете сидеть. А еще заметил тенденцию, что в последнее время девочек в гимназии стало гораздо больше, чем мальчиков; раньше разрыв был не таким большим. Видимо, профессия «дизайнер» звучит не по-мужски (смеется).
– Меняется ли с поколениями представление детей об искусстве?
– У всех ребят одна проблема: они совершенно не знают историю искусства. В гимназии ее не преподают, а надо бы. Когда спрашиваешь, каких белорусских художников они знают, улыбаются и отвечают: «Ну, Михаила Михайловича знаем».
Это же главный фундамент, от истории отталкиваться нужно, от нее все идет. Поэтому и современное искусство страдает. Сейчас любой человек без специального художественного образования может линуть краски из ведра на холст, точку поставить – и все, уже гениально. А написать пейзаж академично, это уже проблема.
– Много ли ваших выпускников пошли по стопам преподавателя?
– Да, достаточно много. В каждом выпуске есть дети, которые продолжают работу в искусстве. Многие уезжают за границу и становятся известными мастерами. Мои ученики есть в Польше, России, Чехии, Франции. И, конечно, в нашем Минске. Мне особенно приятно, когда преподаватели Академии искусств, с которыми я общаюсь, звонят и рассказывают об успехах моих ребят.
– Что вам больше всего нравится в работе с детьми?
– Люблю их за то, что они все разные. Когда вокруг серое и однотипное, очень скучно, а здесь не так. Вот Аня (показывает на ученицу. – Прим. авт.), у нее каждую неделю – новая прическа и цвет волос. Были желтые, длинные, совсем короткие. Молодец, Ань, удивляй! В нашей советской школе все были одинаковые. Одна школьная форма, мы даже старались писать так, как учитель. Я же не пытаюсь своих учеников подстраивать под себя. Показать в рисунке личность и индивидуальность – для меня самое важное.
Часто ребята, которые окончили гимназию 3–4 года назад, заходят, рассказывают о себе, мои истории слушают. Это приятно, когда тебя не забывают и ценят.
– «Преподаватель» не мешает «художнику» в вашей жизни?
– Наоборот, помогает! Я же у детей и сам учусь – вижу их ошибки и удачные находки подмечаю. А когда с ними разговариваю, сам молодею. Ребята же огромную энергию отдают.
Портал 1prof.by поздравляет всех любимых педагогов, наставников, учителей с замечательным праздником – Днем учителя!
Анна ДАШКЕВИЧ
Фото автора