Питомцы-отказники. С начала года минчане сдали в службу отлова свыше 300 собак
Зоозащитники и коммунальщики уверены: проблему бездомных животных не решить, пока белорусы не перестанут относиться к братьям нашим меньшим потребительски.
На подходе к госпредприятию «Фауна города» (единственный пункт временного содержания животных в Минске) меня обгоняет микроавтобус. «Ну, давай же, выходи», – мужчина заметно нервничает и пытается вытащить за поводок тонконогую борзую. Собака на глазах теряет охотничью стать, поджимает хвост и еле плетется за проводником. Через пару минут ее уведут сотрудники пункта, а мужчина поспешно ретируется. «Это третья борзая за 2 дня, – объясняет начальник участка по уходу за животными Татьяна Черкас. – Хозяин отказался – он занятой человек, поэтому животных привозит помощник».
Спустя полчаса я увижу эту борзую в вольере: притихшая, сидит, не шевелясь, взгляд… не поддается описанию. Вот так, всего за один час из респектабельной и ухоженной собаки она превратилась в бездомную постоялицу приемника с «инвентарным» номером и миской на бетонном полу.
Недавно, когда во всем мире отмечался День защиты бездомных животных, в Минске и в регионах прокатилась волна благотворительных акций, на которых волонтеры отчаянно пытались найти для пушистых бродяжек семьи. Однако с каждым годом сделать это становится все сложнее: предложение в сравнении со спросом просто зашкаливает. Во-первых, по-прежнему много кошек-собак оказывается на улице по воле самих хозяев. Во-вторых, волонтерам приходится заниматься устройством четвероногих по просьбе псевдозаводчиков, не сумевших продать очередной помет. Поэтому и в СМИ, и на форумах тема бездомных животных все чаще звучит не с позиций критики действующего законодательства или благодарности волонтерам, а с акцентом на человеческом безразличии. Коммунальщики и зоозащитники, несмотря на плохо скрываемую взаимную неприязнь, здесь солидарны: корень проблемы в том, как все мы относимся к братьям нашим меньшим в принципе. Слишком часто – безответственно и потребительски.
По данным «Фауны города», за 7 месяцев этого года службой отлова было поймано 677 безнадзорных собак и еще 304 (!) сдали в пункт пребывания сами хозяева. «Мы пытались брать деньги от населения за то, что привозят животных. Но люди стали просто привязывать собак к забору и убегать, – не без раздражения говорит замдиректора предприятия Владимир Сигай. – Я не понимаю, как так можно. Мой кот полквартиры разнес, но у меня ни разу не возникло мысли его куда-то сдать».
…Вольеры «Фауны города» заполнены собачьим лаем. Кажется, что он, отражаясь от пола и стен, сливается в ультразвук. Десятки оскалов и улыбок, виляющих хвостов и озлобленных взглядов. Новички, как правило, льнут к нам в надежде, засидевшиеся – бросаются на решетку как на врага. У таких шансы на обретение дома, судя по всему, минимальны…
– Но они есть, – говорит моя провожатая Татьяна Черкас. – Одна такая дворняга даже работницу приюта цапнула, но вскоре ее отдали в овчарню, стадо охранять. Только знаете, это единичные случаи, когда хозяева приезжают за собачками из района и тем более деревень.
– А вот этот как сюда попал? – указываю на породистого боксера с ошейником.
– Отлов. Был вызов от населения в Смолевичах.
– Так может, не надо было его отлавливать? Явно же домашний.
– Он беспризорный был. Я, например, спать не буду, если моя собака сбежит. Значит, хозяева такие. А служба обязана отловить и собак, и кошек. В Минске число обращений с микроспорией, то есть лишаем, растет. А собаки в стаи сбиваются, количество укушенных людей тоже возрастает.
Многие таблички на дверцах вольеров выцвели от времени. На одной указано, что вакцинировали собаку в декабре 2017-го, на другой: «Население. Отказ. Апрель 2018».
– Держим, сколько можем, – коротко поясняет Татьяна.
***
«Фауна города» – единственное в своем роде государственное учреждение в Беларуси: здесь – за сотню вольеров (на момент посещения почти все были заполнены), предусмотрен штат зоотехников и ветеринаров, животных вакцинируют, а затем усилиями волонтеров пристраивают новым хозяевам. В регионах есть пара-тройка аналогов с мизерным «жилфондом» в несколько будок. А в большинстве случаев службы отлова действуют по сценарию из легендарного «Собачьего сердца». С той лишь разницей, что для усыпления братьев наших меньших используется укол веществом «Дитилин». Насколько этот способ гуманен – тоже большой вопрос. Если неправильно рассчитать дозировку, то животное погибает в мучениях. Такие случаи, увы, не редкость и несколько лет назад мы о них писали. Но сегодня разговор не об этом.
Уповать на то, что наше общество в один миг перестроится и станет относиться к четвероногим друзьям не как к игрушкам, по меньшей мере наивно. Для этого нужны годы. Но улучшить ситуацию здесь и сейчас тоже можно. С помощью превентивных мер.
– Во-первых, необходим жесткий контроль над разводом животных, – уверена известный зоозащитник Наталья Белянова. – Заводчики должны облагаться высокими налогами, а цены на собак и кошек – увеличиться в разы. Простите за лексикон, но сейчас и жук, и жаба пытаются заработать на животных. В итоге судьбами выбракованных кошек-собак занимаются волонтеры. Идет целый поток обращений! Во-вторых, я уверена, что невозможно регулировать численность только отловом: должна существовать государственная система стерилизации беспородных кошек и собак. Противники этой меры не понимают, в какой геометрической прогрессии идет процесс размножения у тех же дворняжек: собака рожает 12 щенков, из них 10 сук, и через полгода каждая из них уже может принести приплод. Увидев эти цифры, ваши читатели не оценят масштаб беды, но в реальности нынешняя ситуация приводит к огромному вбросу невостребованных животных. В третьих, необходимо создавать государственные приюты при поддержке волонтеров и общественных объединений. Я сейчас живу во Франции, здесь очень много таких приютов, в которых содержатся по 500–600 котов и собак, а частные пристанища поддерживаются мэрией. В Беларуси мы платим налоги на содержание животных, эти средства перераспределяются службам отлова. А самую дорогостоящую работу у нас до сих пор почему-то выполняют волонтеры: лечат, стерилизуют и пристраивают.
Все эти позиции зоозащитники неоднократно лоббировали при обсуждении нашумевшего законопроекта «Об обращении с животными», который отзывался из Палаты представителей трижды (!) и который сами депутаты прозвали «несчастным». Часть предложений, например о стерилизации, нашли одобрение. Тем не менее по многим другим пунктам, даже таким элементарным, как выгул домашних животных, разработчикам договориться не удалось.
– Я, в принципе, поддерживаю зоозащитников в вопросе стерилизации бездомных животных, – рассказал 1prof.by председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству нижней палаты парламента Юрий Дорогокупец. – Надо более жестко подходить и к этому, и ко многим другим моментам. Мое личное мнение – законопроект надо было принимать. Но… мнения разделились 50 на 50, и законопроект в четвертый раз отправлен на доработку. Я иногда сам не могу однозначно ответить на вопрос: готово ли общество к принятию такого закона?
Когда законопроект поступит на рассмотрение в очередной раз, не известно. Пока же все идет своим чередом. Коммунальные службы в регионах обновляют официальные сайты объявлениями об оказании платной услуги «Отлов животных». Волонтеры готовятся к горячей постдачной поре, когда пачками придется вывозить брошенных и оголодавших котов-собак с опустевших усадеб. Сердобольные белорусы, берущие по десятку животных на передержку, нервничают из-за возможных санкций: как известно, сегодня в квартирах запрещено содержать более двух котов или собак… А на «Фауне города» тем временем принимают очередных постояльцев с табличкой «Население. Отказ». Кстати, ту несчастную борзую, которую довелось увидеть в вольере, вскоре забрали волонтеры. Хочется верить, что с новым хозяином ей повезет больше.
Елена ОРЛОВА