Общество и профсоюзы

По рублю с «носа»: почему дорожает проезд в маршрутках

В условиях, когда «кусаются» цены абсолютно на все виды товаров и услуг, многие горожане от удобного вида транспорта отказались. Спад пассажиропотока сразу негативно сказался на доходах перевозчиков. Тем не менее, по словам председателя Могилевского обкома профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» Сергея Яськова, альтернативы этой непопулярной мере пока нет.

– В начале текущего года перевозчики столкнулись с рядом финансовых проблем. К примеру, 6 раз в сторону увеличения менялась стоимость топлива. Вроде бы на копейки, но в реальности счет идет на рубли, поскольку затраты ежедневные. Увеличился также размер налогов. Так, для индивидуальных предпринимателей единый налог повысился со 100 рублей до 137, а юридические лица с 1 января платят налог с выручки от каждой машины от 5% (при упрощенной системе налогообложения) до 20%, – поясняет Сергей Яськов. – При этом наш профсоюз неоднократно на всех уровнях предлагал отменить кассовые суммирующие аппараты и перейти на рулонные билеты, а для юридических лиц установить единый налог на каждый автомобиль, то есть создать равные условия для субъектов хозяйствования. Это позволит упростить бухгалтерский учет, сократить непроизводительные затраты и повысить уровень безопасности перевозки пассажиров.

К слову, с переходом на «новые деньги» всем перевозчикам пришлось перепрограммировать кассовые аппараты, что обошлось примерно в 80 рублей для каждой машины. Но и это еще не все: поскольку в 2018 году планируется ввести систему контроля налоговых органов (СКНО), кассовые аппараты придется заменить на новые и ежемесячно платить абонентскую плату за них.

Получается, что откладывать средства на приобретение нового авто, то есть создавать основу для развития бизнеса, не с чего. Заработанное попросту «проедается». И все же последней каплей, переполнившей, по словам Сергея Яськова чашу терпения перевозчиков и повлиявшей на их решение увеличить стоимость проезда, стало требование Могилевского горисполкома об установке на все маршрутные такси приборов навигации. Такое решение заказчик (горисполком) мотивирует необходимостью слежения за регулярностью перевозок и оперативным принятием мер по замене автобусов, сошедших с линии, резервными. Но каким образом это будет сделано, никто не объясняет. Между тем в регулярности перевозок заинтересованы и сами водители, поскольку от этого зависит их заработок.

– Обойдется такое оборудование недешево – примерно в 300 рублей на машину плюс ежемесячное абонентское обслуживание, – говорит Сергей Петрович. – Безусловно, Указ Президента № 26 «О навигационной деятельности» (от 21 июня 2011 г.) и постановление Совмина № 234 (от 16 марта 2012 г.) об установке таких приборов выполнять необходимо, но делать это надо с учетом технических новинок, вошедших в употребление в последние годы.

По словам председателя Могилевского обкома профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць», решить задачу можно было бы за счет оборудования (пусть даже на средства перевозчиков) основных городских маршрутов видеокамерами, которые значительно дешевле навигаторов. Это также позволило бы следить за общественным правопорядком и безопасностью движения.

– Решение, взбудоражившее людей, сейчас находится в стадии обсуждения, – уточнил Яськов. – Встреча с представителями городской исполнительной власти по этому вопросу отложена до января 2018 года. Но поскольку надежды на компромисс мало, перевозчики решили уже сейчас перенести часть финансовой нагрузки на пассажиров. Не решена и проблема оплаты услуг оператору сети пассажирских перевозок маршрутными такси.

Как рассказал Сергей Яськов, до апреля 2016-го функции оператора перевозок выполнял в том числе и обком «Садружнасці», а потом, согласно решению Могилевского горисполкома, они были переданы Могилевскому городскому центру развития малого предпринимательства. Это законное право заказчика, который, однако, вопреки ст.23 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» возложил расходы по содержанию оператора на перевозчиков (в названной статье указано, что в обязанности заказчика входит оплата услуг оператора в случае, если оператор назначен заказчиком. – Прим. авт.). Между тем работа «Садружнасці» в качестве оператора не оплачивалась.

– Мы, впрочем, и не претендовали, поскольку считали, что защищать интересы членов профсоюза – наша обязанность, – подчеркивает Сергей Яськов. – Однако случилось то, что случилось, а поскольку отказ от «предложения» исполнительной власти грозил изъятием карточки маршрута, люди вынуждены были согласиться.

В настоящее время, по словам нашего собеседника, плата на содержание оператора составляет до 26 рублей в месяц с каждой машины.

– Казалось бы, при таком раскладе услуги оператора для перевозчиков должны быть бесплатными, но не тут-то было. К примеру, оформление карточки маршрута обходится перевозчику в 32 рубля за лист бумаги формата А4. Раньше мы это делали бесплатно, – дополняет Сергей Яськов. – И все же изменить сложившуюся ситуацию возможно, в том числе на законодательном уровне, и мы намерены за это бороться.

Елена ЮШКЕВИЧ