По следам постановления Министерства транспорта: зачем водителю повышать квалификацию
В конце прошлого года в постановление № 47 Министерства транспорта и коммуникаций было внесено изменение, согласно которому в 2021 году всем водителям придется пройти курсы повышения квалификации. Готовы ли к этому работники транспортной отрасли?
Упомянутый документ был принят еще в мае 2015-го. В соответствии с ним водители пассажирского транспорта обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию. А 13 марта вступит в силу постановление отраслевого министерства № 48 от 12.10.2020 года, предусматривающее изменения в единой программе подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей.
В Бресте, к примеру, насчитывается 47 автобусных и 10 троллейбусных маршрутов плюс маршрутные такси – порядка 400 автомобилей. Что касается водителей, то на городских, пригородных и междугородных рейсах в области задействовано более 5 тыс. человек.
По мнению специалистов «Брестоблавтотранса», с повышением квалификации по новым правилам могут возникнуть сложности. Одна из них связана с процессом обучения – не все автопарки имеют сертификаты, позволяющие переобучать водителей.
У пинчанина Иосифа Бут-Гусаима водительский стаж 10 лет, и к предложению нанимателя пройти курсы повышения квалификации он отнесся без энтузиазма.
– Я водитель первого класса, много лет занимаюсь пассажирскими перевозками. Работал также как индивидуальный предприниматель, ДТП не совершал. И вдруг выясняется, что мне необходимо еще чему-то учиться. Зачем это нужно? – пожимает плечами Иосиф.
Впрочем, вопросы по поводу повышения квалификации возникли и у руководителей организаций: кто и где будет заниматься переобучением водителей? во сколько это обойдется? как быть с теми, кто откажется проходить курсы?
– Безопасности пассажирских перевозок всегда уделялось пристальное внимание, – поясняет начальник отдела охраны труда и безопасности дорожного движения ОАО «Брестоблавтотранс» Николай Ковалевич. – Ранее проверку знаний и обучение водителей организовывали службы нанимателя без отрыва от производства: стажировка новичков, в частности, длилась 112 часов. Ежегодно водители проходили проверку практических и теоретических навыков (сдавали технический минимум). Такой подход был удобен всем. С этого года все будет иначе.
Что же вызывает беспокойство? По мнению специалистов «Брестоблавтотранса», с повышением квалификации по новым правилам могут возникнуть сложности. Одна из них связана непосредственно с процессом обучения: например, на Брестчине на данный момент только 3 автопарка имеют сертификаты, позволяющие переобучать водителей.
Озабоченность вызывает и автодромная подготовка, так как далеко не у каждого автотранспортного предприятия есть автодром и преподаватели соответствующего уровня. К тому же массовое отвлечение водителей от основной работы негативно скажется на процессе пассажирских перевозок (водителей и без того недостаточно). Следует учесть еще и скромные финансовые возможности нанимателей в нынешней ситуации.
Правда, в Министерстве транспорта и коммуникаций такого пессимизма не разделяют.
– Принятое постановление направлено на профилактику нарушений водителями Правил дорожного движения, повышение качества их профессиональной подготовки и гражданской ответственности, – считает начальник отдела управления автомобильных и городских пассажирских перевозок Минтранса Юрий Богданчик. – Мы пошли навстречу пожеланиям перевозчиков, сократив по многим позициям теоретическую подготовку водителей и отдав предпочтение закреплению практических навыков. Уменьшена и продолжительность обучения – до 5 дней (раньше было 8). Также проводилось общественное обсуждение постановления, и все, кто хотел, высказали свои пожелания.
Но всех ли услышали? Автотранспортные предприятия огорчены тем, что предпочтение отдано предложениям МВД, а не перевозчиков, которые прилагают немало усилий для безопасности дорожного движения.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото Виталия ГИЛЯ