Почему переизбыток людей с высшим образованием – проблема не только для Беларуси
Согласно отчету ЮНЕСКО, в 2017 году в мире насчитывалось около 150 млн студентов, получающих высшее образование, – это в 2 раза больше, чем было в 2000 году. В Беларуси за последние 20 лет учащихся университетов не стало больше. В государственных ведомствах осознали, что всеобщее высшее образование – это путь в никуда, и теперь в стране активно популяризируют рабочие профессии.
Участники международной конференции New Skills for New Jobs, организованной в рамках проекта консалтинговой группы GFA и ECORYS при поддержке ЕС, рассказали о том, как с проблемой переизбытка работников с высшим образованием справляются в их странах.
Требуются узкие специалисты
– Сегодня в Европе наблюдается переизбыток специалистов с высшим образованием, тем временем узкоспециализированных профессионалов не хватает. Австрию данная проблема затрагивает меньше. В этой стране формальное образование занимает достаточно небольшую долю. В Австрии, как и в Германии, есть исторически сложившиеся традиции профессионального обучения, когда работники на протяжении карьеры аккумулируют умения и навыки, необходимые для выполнения работы, тем самым повышая свою ценность у работодателя. Ведь за пределами фирмы их умения уже не так важны и, возможно, малоприменимы, – объясняет доктор в области экономической географии и регионального анализа Венского университета Саша Сардадвар.
Сохранять навыки, необходимые для компании, помогает кластерная система. В некоторых странах Европы сформировались отраслевые производственные объединения – кластеры (в Германии значимую роль они играют в химической и машиностроительной отраслях; во Франции – в производстве продуктов питания, косметики). В рамках кластеров предприятия оперативно обмениваются новыми технологиями и методами производства, проводят обучение и переобучение работников отрасли.
– Профессиональное обучение в настоящее время обладает рядом преимуществ. Сегодня хорошая работа – не та, которая требует диплома, а та, что всегда востребована, на которую и завтра, и послезавтра будет спрос, – говорит Саша Сардадвар.
Учиться на рабочем месте
В Германии рабочим специальностям обучают в профессиональных училищах и колледжах. При этом образовательная программа занимает от 1 до 3 лет и включает занятия в аудиториях, мастерских и специальных лабораториях, а также стажировки на предприятиях. По многим направлениям, которые связаны с инновационными технологиями, университеты не могут работать на опережение, а значит единственный вариант – заняться обучением персонала самим производствам.
Больше, чем традиционное обучение, в немецкоговорящих странах популярна дуальная система образования. Обучающийся подает заявку на профессиональное обучение в компанию, которую выбрал, и, если ее примут, будет обучаться напрямую на производстве.
– Работодатель, как правило, заинтересован в рабочих умениях и навыках персонала и, соответственно, постоянном профессиональном обучении сотрудников. Однако существует риск того, что обученный работник решит сменить место работы или вовсе уехать в другую страну, – замечает генеральный директор Берлинского исследовательского института экономики образования и социальных вопросов Дитер Домен.
«Купон» на обучение
Казалось бы, работодателю выгоднее сразу взять на работу профессионала, чем обучать специалиста на месте, однако это не всегда так.
– На обучение сотрудников тратятся в основном крупные компании. Только организации с безубыточным производством могут позволить себе направлять работника на долгосрочное обучение. В развивающихся странах компании, как правило, не отправляют специалистов на обучение. Они заинтересованы в тех, кто будет выполнять необходимую работу здесь и сейчас, а не через 5 лет, когда закончат учебу, – считает Дитер Домен.
Решить вопрос возможно с помощью относительно нового инструмента – ваучеров. Это чек или купон на определенную сумму, который выдается организации или желающим получить дополнительное образование либо пройти переподготовку. Причем обучающийся сам может выбрать, где учиться: в центре профессионального образования для взрослых, торгово-промышленной палате, государственных или частных учебных заведениях.
– В Европе действует свыше 400 учебных фондов, из средств которых оплачивается обучение для сотрудников и ваучеры. Традиционно все компании, задействованные в экономике, отчисляют в них 1–2% из своего зарплатного фонда, – поясняет Дитер Домен. – Ваучеры хорошо подходят для применения в городах. В Минске, где много молодежи и достаточно профессионально-технических учреждений, эта система прижилась бы.
Однако, по замечанию эксперта, ни специальные учебные фонды, ни гранты, ни ваучеры не повысят автоматически качество обучения: необходимо финансово поддерживать учебные центры, вводить единые для всех стандарты обучения.
Университеты США приглашают технарей
В то время как в Европе говорят об избытке специалистов с высшим образованием, в другой части света твердят о недостатке квалифицированных профессионалов с университетским дипломом.
В Соединенных Штатах свыше 5 тыс. аккредитованных университетов высшего образования. Многие из них, следуя современным тенденциям, сегодня применяют в обучении концепцию STEM (c англ. «Наука. Технологии. Инженерия. Математика») – систему обучения научно-техническим дисциплинам, которая в большей степени ориентируется на практическое применение полученных знаний.
– К 2020 году только 16% всех ученых степеней будут получать в рамках технических дисциплин системы STEM. Для сравнения, в аналогичных прогнозах в Германии эти цифры превышают 30%. Сегодня мы ведем речь о кризисе и недостатке высококвалифицированных работников в сфере STEM. Выход из этой ситуации видим в привлечении иностранных студентов, – заявил на конференции региональный директор для Беларуси и стран Балтии Американского совета по международному образованию США Кевин Рейлинг.
За последние 5 лет Иммиграционная служба США значительно расширила список специальностей, выпускники которых могут продлить студенческую визу и легально остаться на стажировку в американской компании. По данным Департамента коммерции США, в ближайшем будущем число профессий в сфере STEM значительно возрастет. Уже сегодня это направление приносит экономике Соединенных Штатов больше всего прибыли.
Диана ФИЛИМОНОВА
Инфографика автора
Фото из архива консалтинговой группы GFA и Виталия ГИЛЯ