Почему «сгорает» отпуск, или Как грамотно спланировать отдых с помощью турфирмы
Сезон отпусков в самом разгаре. Кто-то предпочитает отправляться на отдых самостоятельно, а кто-то обращается в туристические агентства. Казалось бы, забота о качестве отдыха и безопасности клиентов входит в обязанности любой турфирмы, но на деле так получается далеко не всегда.
Причина — банкротство турфирм. Пожалуй, одним из первых крупных туроператоров, оказавшихся на грани банкротства, стала российская компания «Капитал Тур». На момент приостановки ее деятельности в 2010 году за рубежом находились более 8 тыс. туристов.
С тех пор подобные случаи на рынке туруслуг происходят с завидным постоянством. В 2014 году российский турбизнес переживал крупный кризис – в «высокий» сезон туроператоры один за другим начали уходить с рынка, оставляя без отдыха и компенсации за несостоявшийся отпуск тысячи клиентов. О приостановке деятельности заявил один из крупнейших туроператоров «Солвекс-турне», который организовывал поездки более чем в 30 стран. На тот момент за границей находились 9 тыс. туристов компании, еще свыше 8 тыс. человек приобрели туры, но не успели отдохнуть. Спустя год суд признал туроператора банкротом, а его директора обвинил в мошенничестве в особо крупном размере.
Этим летом в неприятную ситуацию попали туристы, выбравшие отдых с туроператорами «Натали Турс», DSBW-Tours и «Аврора БГ», которые заявили о прекращении деятельности.
Проблемы российских операторов не могли не затронуть и сотрудничавшие с ними белорусские компании. К счастью, пострадавшие белорусы получат компенсацию за сорванный отдых.
В связи с тем, что такие неприятные ситуации случаются всё чаще, Департамент по туризму Министерства спорта и туризма подготовил для белорусов памятку о том, как не стать жертвой недобросовестных туроператоров. В частности, перед обращением в турфирму специалисты рекомендуют ознакомиться с информацией о компании. Найти ее можно как в открытых источниках, так и на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей www.egr.gov.by. Нелишним также будет узнать, входит ли компания в реестр субъектов туристической деятельности. Эта информация доступна на сайте Минспорта в разделе «Туризм» либо по телефону (8-017) 327-23-25.
Независимо от того, приобретаете вы тур или заказываете в турфирме отдельные услуги (бронирование, консультирование, визовую поддержку), требуйте, чтобы с вами в письменной форме заключили договор, и внимательно изучите его условия.
Турагент, который оказывает вам визовую поддержку, обязан не только консультировать по вопросам оформления документов, но и предупреждать о возможных причинах отказа в открытии визы.
Особое внимание сотрудники упомянутого департамента обратили на то, что деньги и оригиналы документов турист должен передавать агенту лишь по акту о приеме (передаче) документов. Акт составляется в двух экземплярах: один остается у исполнителя, другой забирает турист.
Комментарий эксперта
Генеральный директор туристско-экскурсионного унитарного предприятия «Беларустурист» Людмила СЕНЬКОВСКАЯ:
– Во-первых, положение, в котором оказались российские туроператоры, напрямую связано с непростой ситуацией в экономике. Нужно признать, что сегодня на рынке остаются только сильные игроки. Во-вторых, такие проблемы случаются, как правило, у турагентств, а не у туроператоров. Как все происходит? Агент должен передать деньги туриста оператору, поскольку именно он оказывает услугу. На деле же компании (как правило, частные) не платят за услуги, которые покупают у оператора, надеясь на давние партнерские отношения с ним. Долг растет как снежный ком, и в итоге туроператор просто прекращает оказывать компании услуги.
На мой взгляд, надо найти в себе силы и мужество и вовремя остановиться, чтобы выполнить свои обязательства перед туристами. Ведь люди не должны страдать из-за некорректного поведения турагентов.
Хочу заметить, что после отмены обязательного лицензирования и сертификации туристической деятельности на белорусском рынке появилось много непрофессионалов. Мое личное убеждение: в любой сфере должны работать профессионалы, и туризм – не исключение. Это серьезный бизнес, и в нем не место дилетантам. Именно поэтому я всегда голосую за лицензию. К слову, сейчас при Министерстве спорта и туризма работает общественно-консультативный совет по туризму, в состав которого вхожу и я. В настоящее время мы обсуждаем возможность возврата практики обязательного лицензирования и сертификации туристических услуг. К слову, все это время «Беларустурист» добровольно сертифицирует все свои услуги.
Сегодня в Беларуси работает порядка 1400 туристических компаний. Как выбрать ту, которая не подведет? Для начала обратите внимание на офис и количество сотрудников в этой фирме. Один турагент, сидящий за компьютером в полуподвальном помещении, явно не внушает доверия. Лучше обратиться в крупную проверенную компанию, которая дорожит своей репутацией. Благо таких на белорусском рынке достаточно.
Между туристом и агентством должны быть прозрачные договорные отношения. В договоре на оказание туристических услуг обязательно следует прописать права и обязанности сторон. К сожалению, многие туристы не обращают на это внимания.
Рекомендую внимательно читать договор, чтобы в случае необходимости суметь себя защитить. Помните: если ваш отдых отменился по вине оператора, вам положена компенсация. Туристическая компания не обязана возвращать деньги туристу только в том случае, если он без веских причин не явился на посадку (не приехал на отдых) в оговоренное время. Если же он за сутки предупредил о том, что не может уехать по уважительной причине (к примеру, заболел), то за минусом понесенных затрат компания обязана вернуть деньги.
Анастасия ШИРАЛИЕВА