Наверх

Почему «сгорает» отпуск, или Как грамотно спланировать отдых с помощью турфирмы

23 июля 2018

Сезон отпусков в самом разгаре. Кто-то предпочитает отправляться на отдых самостоятельно, а кто-то обращается в туристические агентства. Казалось бы, забота о качестве отдыха и безопасности клиентов входит в обязанности любой турфирмы, но на деле так получается далеко не всегда.

Причина — банкротство турфирм. Пожалуй, одним из первых крупных туроператоров, оказавшихся на грани банкротства, стала российская компания «Капитал Тур». На момент приостановки ее деятельности в 2010 году за рубежом находились более 8 тыс. туристов.

С тех пор подобные случаи на рынке туруслуг происходят с завидным постоянством. В 2014 году российский турбизнес переживал крупный кризис – в «высокий» сезон туроператоры один за другим начали уходить с рынка, оставляя без отдыха и компенсации за несостоявшийся отпуск тысячи клиентов. О приостановке деятельности заявил один из крупнейших туроператоров «Солвекс-турне», который организовывал поездки более чем в 30 стран. На тот момент за границей находились 9 тыс. туристов компании, еще свыше 8 тыс. человек приобрели туры, но не успели отдохнуть. Спустя год суд признал туроператора банкротом, а его директора обвинил в мошенничестве в особо крупном размере.

Этим летом в неприятную ситуацию попали туристы, выбравшие отдых с туроператорами «Натали Турс», DSBW-Tours и «Аврора БГ», которые заявили о прекращении деятельности.

Проблемы российских операторов не могли не затронуть и сотрудничавшие с ними белорусские компании. К счастью, пострадавшие белорусы получат компенсацию за сорванный отдых.

В связи с тем, что такие неприятные ситуации случаются всё чаще, Департамент по туризму Министерства спорта и туризма подготовил для белорусов памятку о том, как не стать жертвой недобросовестных туроператоров. В частности, перед обращением в турфирму специалисты рекомендуют ознакомиться с информацией о компании. Найти ее можно как в открытых источниках, так и на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей www.egr.gov.by. Нелишним также будет узнать, входит ли компания в реестр субъектов туристической деятельности. Эта информация доступна на сайте Минспорта в разделе «Туризм» либо по телефону (8-017) 327-23-25.

Независимо от того, приобретаете вы тур или заказываете в турфирме отдельные услуги (бронирование, консультирование, визовую поддержку), требуйте, чтобы с вами в письменной форме заключили договор, и внимательно изучите его условия.

Турагент, который оказывает вам визовую поддержку, обязан не только консультировать по вопросам оформления документов, но и предупреждать о возможных причинах отказа в открытии визы.

Особое внимание сотрудники упомянутого департамента обратили на то, что деньги и оригиналы документов турист должен передавать агенту лишь по акту о приеме (передаче) документов. Акт составляется в двух экземплярах: один остается у исполнителя, другой забирает турист.

Комментарий эксперта

Генеральный директор туристско-экскурсионного унитарного предприятия «Беларустурист» Людмила СЕНЬКОВСКАЯ:

– Во-первых, положение, в котором оказались российские туроператоры, напрямую связано с непростой ситуацией в экономике. Нужно признать, что сегодня на рынке остаются только сильные игроки. Во-вторых, такие проблемы случаются, как правило, у турагентств, а не у туроператоров. Как все происходит? Агент должен передать деньги туриста оператору, поскольку именно он оказывает услугу. На деле же компании (как правило, частные) не платят за услуги, которые покупают у оператора, надеясь на давние партнерские отношения с ним. Долг растет как снежный ком, и в итоге туроператор просто прекращает оказывать компании услуги.

На мой взгляд, надо найти в себе силы и мужество и вовремя остановиться, чтобы выполнить свои обязательства перед туристами. Ведь люди не должны страдать из-за некорректного поведения турагентов.

Хочу заметить, что после отмены обязательного лицензирования и сертификации туристической деятельности на белорусском рынке появилось много непрофессионалов. Мое личное убеждение: в любой сфере должны работать профессионалы, и туризм – не исключение. Это серьезный бизнес, и в нем не место дилетантам. Именно поэтому я всегда голосую за лицензию. К слову, сейчас при Министерстве спорта и туризма работает общественно-консультативный совет по туризму, в состав которого вхожу и я. В настоящее время мы обсуждаем возможность возврата практики обязательного лицензирования и сертификации туристических услуг. К слову, все это время «Беларустурист» добровольно сертифицирует все свои услуги.

Сегодня в Беларуси работает порядка 1400 туристических компаний. Как выбрать ту, которая не подведет? Для начала обратите внимание на офис и количество сотрудников в этой фирме. Один турагент, сидящий за компьютером в полуподвальном помещении, явно не внушает доверия. Лучше обратиться в крупную проверенную компанию, которая дорожит своей репутацией. Благо таких на белорусском рынке достаточно.

Между туристом и агентством должны быть прозрачные договорные отношения. В договоре на оказание туристических услуг обязательно следует прописать права и обязанности сторон. К сожалению, многие туристы не обращают на это внимания.

Рекомендую внимательно читать договор, чтобы в случае необходимости суметь себя защитить. Помните: если ваш отдых отменился по вине оператора, вам положена компенсация. Туристическая компания не обязана возвращать деньги туристу только в том случае, если он без веских причин не явился на посадку (не приехал на отдых) в оговоренное время. Если же он за сутки предупредил о том, что не может уехать по уважительной причине (к примеру, заболел), то за минусом понесенных затрат компания обязана вернуть деньги.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024
Все новости