test gtag

Почтоматы, дроны, мульти-услуги: крупнейший оператор связи наращивает потенциал

– Владимир Владимирович, в последнее время «Белпочта» удивляет потребителей разными новинками вроде почтоматов и дронов. Над какими еще интересными проектами работаете сегодня?

Технические новинки, о которых вы говорите, это очередной шаг в развитии дистанционного облуживания. Те же почтоматы помогают человеку получить посылку в любое удобное для него время суток без простаивания в очередях. Что касается дронов, мы продемонстрировали возможности проекта на выставке, но пока речь идет о точечном, пилотном использовании аппарата, поскольку необходимо унифицировать эту услугу с законодательством.

Формы дистанционного обслуживания станут еще более доступными с открытием нашего портала после его глобальной переработки. Это один из масштабных проектов, в рамках которого мы разрабатываем дополнительные возможности: с помощью мобильного приложения люди смогут легко заказывать услуги и отслеживать их исполнение, оплачивать счета в системе ЕРИП, осуществлять заказ в интернет-магазине.

Думаю, что уже с начала года мы представим обновленный портал в промоверсии, а окончательно запустим его к концу первого квартала. Еще один перспективный проект – Национальная электронная почтовая система.

Этот ресурс позволит юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять полноценный документооборот посредством электронных ящиков, созданных в системе национального оператора почтовой связи, и посредством электронной подписи. Мы прекрасно понимаем, что без своего места в цифровой среде сегодня существовать нельзя.

– Вы не раз говорили о том, что, несмотря на условия, продиктованные рыночными отношениями, для предприятия очень важно сохранить и социальную функцию.

Это, бесспорно, так. Наше предприятие уникально по охвату населения. Мы предоставляем банковские, финансовые, почтовые услуги в более чем 20 тысячах населенных пунктов. И во многих селах по-прежнему являемся единственным оператором, с помощью которого человек может решить свои повседневные задачи. Перед нами стоят достаточно высокие требования по выполнению социальных стандартов.

Почта и печатные СМИ должны доставляться 6 дней в неделю 1–2 раза в день в Минске и областных центрах и ежедневно не менее 5 дней в неделю в районах и агрогородках при любых условиях. То есть почтальоны обязаны добраться на самый отдаленный хутор, принести корреспонденцию, газету, помочь оплатить коммунальные счета и так далее. Кстати, 65% населенных пунктов сегодня охвачены мотодоставкой.

– Первый заместитель премьер-министра Александр Турчин во время посещения предприятия поручил разработать и апробировать в одном из регионов пилотный проект. Есть какие-либо идеи по поводу концепции?

– Если коротко, то суть проекта в том, чтобы предприятие работало в качестве оператора полного комплекса услуг: почтовые, платежные, финансовые услуги, оформление заказа, доставка товаров интернет-магазинов. Это сегмент оказания государственных электронных услуг и административных процедур по принципу «одного окна». Чтобы люди могли оплатить или оформить документы здесь и сейчас. В данном направлении взаимодействуем с органами государственного управления. Думаю, пилотные результаты этой работы сможем представить общественности в первом квартале следующего года.

– Не так давно в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли заявили о том, что новым Законом «О естественных монополиях» намерены привлечь иных юридических лиц, в том числе в сферу почтовых услуг. Как эта инициатива скажется на предприятии?

– На самом деле «Белпочта» не является монополистом де-факто. Сегодня в Беларуси действует порядка 20 организаций, которые имеют лицензии в сфере доставки почтовых отправлений и печатных СМИ. Это говорит о существовании конкурентного рынка, в условиях которого работает и наше предприятие.

В каком-то смысле «монополистом» нас можно назвать разве что в сельской местности, где маржинальность и прибыльность – совершенно иного уровня, нежели в столице. По этой причине на село частные структуры не идут… Еще отмечу, что мы не получаем субсидии из госбюджета, хотя законодательно это предусмотрено. Словом, те изменения, которые готовятся законодателями, де-юре закрепят существующую ситуацию, и мы можем их только приветствовать.

– Еще одно предложение, озвученное МАРТ, – согласовывать любое удорожание услуг с общественностью. Как вы оцениваете доступность сервисов, предлагаемых «Белпочтой»?

– Государство регулирует цены на универсальные услуги почтовой связи. Все остальные определяются рынком. Если цена окажется чрезмерно высокой, востребованность будет снижаться. Мы как игроки рынка это прекрасно понимаем и, конечно же, учитываем платежеспособность всех наших клиентов. Что касается тарифов, то они сегодня ниже, чем в Российской Федерации, Польше или Прибалтике. В любом случае сегодня мы не видим негативной общественной артикуляции по поводу доступности услуг.

К слову, тариф на нашу универсальную услугу не менялся более полутора лет. И вот здесь, наверное, какие-то изменения последуют: экономические вводные играют свою роль. Кстати, на сегодняшний день 70% затрат предприятия приходятся на оплату труда работников. В августе среднемесячная зарплата составила около 800 рублей, недавно мы повысили тарифную ставку 1-го разряда, то есть стараемся планомерно повышать материальное благосостояние наших работников.

– А сколько людей трудится на предприятии и как проходит процесс оптимизации? Если «Белпочта» все основательнее укрепляется в цифровом сегменте, рабочие места наверняка упраздняются…

– На «Белпочте» трудится порядка 23,5 тыс. человек. Это одно из самых крупных предприятий в республике. Что касается оптимизации – это, конечно же, сложный процесс. Но мы понимаем, что с трансформацией объемов услуг его не избежать. Массовых сокращений у нас нет. В то же время мы в первую очередь ликвидируем дублирующие административные звенья, укрупняем узлы связи. Те, кто работают непосредственно с людьми, на «последней миле», остаются.

При переходе от обслуживания в стационарных отделениях на мотодоставку ни в коем случае не ухудшаем качество услуг. Все населенные пункты по-прежнему охвачены почтой: просто если вчера это было стационарное отделение, то сегодня – водитель-почтальон, который привезет пенсию или газету. Работникам, подпадающим под оптимизацию, в обязательном порядке предлагаем вакансии и при положительном ответе переучиваем, переводим на другие позиции. Мы понимаем, что в небольших населенных пунктах найти другую работу и реализоваться довольно сложно.

– Учитывая, что повод для интервью – праздничный, давайте вспомним о разных хороших акциях, которыми славится «Белпочта».

– Действительно, мы проводим много акций. Например, «Подари ребенку радость», когда люди могут выписать для детских домов периодические издания. Есть проекты, связанные с посткроссингом (это направление очень популярно среди белорусов, в стране порядка 27 тыс. посткроссеров). Ко Дню матери мы по традиции предложим бесплатно отправить открытку маме во многих отделениях почтовой связи. Разумеется, что и во Всемирный день почты по всей стране пройдут викторины, акции, презентации. Приходите к нам – будет интересно.

Беседовала Елена ОРЛОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ