Под нажимом: что делать, если руководство требует скрыть факт травмы на производстве?
В сложной ситуации оказалась жительница Минска, воспитатель яслей-сада. В сентябре 2017 года в рабочее время она поднимала с пола ключи, упавшие с пожарного щитка в кабинете, и сильно ударилась головой о его косяк. Инцидент произошел в присутствии трех коллег, в том числе заместителя заведующего; они же оказали пострадавшей первую медицинскую помощь.
За выходные самочувствие сотрудницы ухудшилось. В понедельник она обратилась в городскую больницу, где ей поставили диагноз «черепно-мозговая травма легкой степени, производственная травма». Однако, когда женщина пошла в поликлинику за больничным листком, медсестра по незнанию написала: «общее заболевание, бытовая травма».
Воспитательница сообщила о заключении врача на работу. Уже вечером ее посетили трое коллег, в том числе заведующая яслями-садом. В течение 3 часов уговаривали, потом настаивали, чтобы она преподнесла травму как бытовую: якобы ударилась дома головой о балконную раму. Запуганная сотрудница согласилась пойти им навстречу.
Утром следующего дня к ней снова пришли коллеги и потребовали написать объяснительную. Пострадавшая описала случившееся в подробностях, как оно было на самом деле.
«Под конвоем» коллеги сопроводили ее в больницу, чтобы во врачебном заключении и больничном листке исправили «производственную травму» на «бытовую». Врач это делать отказался. Потом «отряд» отправился в поликлинику. Там менять «общее заболевание» на «производственную травму» также отказались, поскольку не был предоставлен акт с места работы по результатам расследования инцидента.
По словам пострадавшей, руководство яслей-сада не дает комментариев, почему не было проведено расследование, не составлен акт. Тогда сотрудница написала заявление о выдаче ей экземпляра акта расследования, и в учреждении заверили, что документ предоставят, но только через месяц.
– Сейчас я нахожусь на больничном дома. Подскажите, пожалуйста, как дальше правильно поступить, чтобы защитить свои права, так как руководство действует явно не в моих интересах, угрожая тем, что мне и дальше там работать, хотя я уже ставлю это под сомнение? – обратилась в письме пострадавшая, воспитатель детского сада.
В ситуации помог разобраться технический инспектор по охране труда ФПБ Григорий Лукашев.
– Работнику, получившему травму на рабочем месте, необходимо сообщить о ней нанимателю и без промедления обратиться в поликлинику либо ближайшее отделение скорой медицинской помощи, в зависимости от тяжести травмы. По итогам обследования выдается медицинское заключение с пометкой «производственная травма». Согласно п.21 ч.2 постановления Совмина от 15 января 2004 года № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» наниматель обязан провести расследование не позднее третьего дня после подачи заявления. Контроль за расследованием в обязательном порядке осуществляет технический инспектор по охране труда и представитель профсоюзной организации предприятия. После завершения расследования составляется акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 или о непроизводственном несчастном случае (НП). На основании составленного акта и медицинского заключения получившему травму работнику выплачивается полагающееся по больничному листку, а также страховые выплаты и компенсация дополнительных расходов, связанных с восстановлением здоровья (страховые выплаты и компенсация полагаются только в случае потери трудоспособности).
В изложенной ситуации сотрудница пошла на соглашение с администрацией и нанимателем, что затрудняет отстаивание ее прав и интересов. В описанном случае ей следует как можно скорее обратиться к нанимателю за проведением расследования по факту случившегося. Для проведения расследования советуем пострадавшей работнице также обратиться с заявлением в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и соцзащиты и в Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки, чтобы они оказали содействие и направили своих экспертов для контроля над ходом расследования. Только при наличии акта о несчастном случае на производстве Н-1 воспитательница сможет оспорить медицинское заключение и получить полагающуюся ей компенсацию (в случае потери трудоспособности).
Диана ФИЛИМОНОВА