Наверх

«Пока можем кормить и помогать – будем это делать»: как в условиях пандемии работает столовая для людей без крова

11 мая 2020

Волонтеры по-прежнему ежедневно готовят обеды для нескольких десятков человек, обеспечивают нуждающихся одеждой, оказывают им медицинскую помощь, стараются поддержать добрым словом. Но кризис больно бьет и по благотворительным организациям…

Эпидемиологическая ситуация в стране нарушила привычную жизнь белорусов: школы и университеты переходят на дистанционное обучение, некоторые организации – на удаленку, приостанавливают свою работу магазины, рестораны и кафе, отменяются массовые мероприятия. В торгово-развлекательных центрах посетителей становится все меньше, вместо прогулок и шумных встреч – домашние посиделки.

Все эти меры принимаются для того, чтобы люди смогли уделить больше внимания своему здоровью и оградить себя от лишних перемещений. Но как быть тем, для кого «дом» – улица? Особенно, когда с приходом весны открылся традиционный сезон ОРВИ и других респираторных заболеваний.

Волонтер общественной организации «Отклик» и по совместительству профессиональный шеф-повар Валерий Еренкевич рассказал, как продолжает работу столовая для бездомных: 

– У нас ситуация складывается не лучшим образом. Из-за коронавируса многие наши спонсоры испытывают финансовые затруднения, поэтому перестали помогать в прежнем объеме. Поднялась стоимость и коммунальных услуг. Но мы держимся! По 75-80 человек за день приходят. Обед у нас с 13:00 до 14:00. Стараемся следить, чтобы долго не засиживались. Заболевших среди наших посетителей пока нет (на время подготовки материала. – Прим. авт.). В любом случае, пока можем кормить и помогать – будем это делать.

В эти нелегкие времена каждому необходима поддержка и вера в то, что абсолютно все сложности можно преодолеть. Примером этому служат истории волонтеров и посетителей столовой для бездомных, действующей при ОО «Отклик».

Тамара, 70 лет

Тамара за короткое время стала незаменимым помощником в столовой.

– Когда я вышла на пенсию, некоторое время подрабатывала дежурной в одной организации, – рассказывает она. – Потом она распалась – пропало и мое рабочее место. Первая мысль: «А как же я без работы-то?». Сидеть дома – точно не мое (улыбается).

Столовую Тамара нашла случайно. Пенсия небольшая, а там гарантировали полноценный вкусный обед. Решила прийти посмотреть, что да как.

– Сначала просто приходила покушать, поболтать с посетителями – скучно старушке было (улыбается), – признается собеседница. – Потом решила: ну что я буду сидеть в своих 4 стенах и смотреть в «ящик» – я так телевизор называю (улыбается). Стала помогать здесь: после обеда убираю посуду, столы подвигаю, подметаю, мою. Вот и день проходит.

Тамара с удовольствием посещает ежедневные предобеденные беседы: в столовую приходят христиане-баптисты, чтобы поговорить с бездомными о вере:

– Вот в церкви читают молитвы на старославянском языке – не всегда понятно. А тут спросишь или у Валерия Владимировича (Еренкевича.Прим. авт.), или у проповедников, тебе пояснят – и так легко становится, спокойно.

– А в перспективе, может, хотели бы заняться еще чем-то, помимо своего волонтерства?

– Хм… Знаете, а ничем не хочу. Разве слишком много надо нам? Мне лишь бы работой заняться какой, пообщаться, туда-сюда побегать, – уверяет Тамара.

Александр, 59 лет

Бывший педагог не понаслышке знает о жизни на улице. Для него она дом родной уже более 12 лет.

– Я закончил факультет естествознания педагогического университета (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. – Прим. авт.), – рассказывает о себе Александр. – Пошел работать в школу учителем химии и биологии. Затем стал инспектором – грубо говоря, «проверяльщиком» школ. Встречи с администрацией часто заканчивались корпоративами. Не обходилось без алкогольных напитков, естественно. С собой давали пакеты «в благодарность». Должность меня погубила – стал спиваться. После развода с женой переехал на некоторое время в общежитие. Продолжил «квасить» там. Раз не вышел на работу, два, три… и меня выставили.

Он оказался на улице в 2007 году, когда лишился квартиры матери.

– В эту столовую приходят мужчины и женщины, которые уже 47 лет на улице. Представляете?! У них уже и психика искалечена до невозможности. А что бывает с мышью, загнанной в угол? Так и эти люди готовы пойти на что угодно. Алкоголь и улица неразрывно связаны. Вырваться из этой цепочки очень сложно, – считает собеседник.

В столовой, отмечает Александр, кормят прекрасно: «и котлетки, и гуляшики, и зефирчик». Но больше по душе ему – духовная пища, час беседы перед трапезой, когда на примере жизни Христа можно научиться поступать правильно.

– Вот послушаешь рассказы проповедников и задумаешься: может, все-таки что-то можно поменять? – признается мужчина. – Ведь люди здесь как родная семья. Всегда покормят, оденут, обуют, если нужно, дадут денег на лекарства, поддержат добрым словом.

– А у вас как обстоят дела с трудоустройством? Подрабатываете где-нибудь?

– Вот, месяц назад устроился дворником в частную фирму. Надеюсь, со временем обоснуюсь, сниму комнату. Хочу начать писать книгу. Ну а пока кое-какие наброски сделаю (улыбается).

– О чем хотите рассказать?

– О себе, о людях и другой жизни, которую не всегда замечают и уж тем более – не пытаются понять.

Виктор, 70 лет

Еще один посетитель столовой для бездомных свою историю рассказал без подробностей: мол, «не для письма она», но пообщаться не отказался:

– Если я поведаю вам о своей жизни, мы тут заночуем (улыбается). Да и не стоит это того. О себе я могу сказать так: есть у Горького пьеса «На дне». Вот я человек со дна жизни. Все мы (посетители столовой) оттуда.

Виктор окончил 8 классов, получил среднее специальное образование, отслужил в армии, работал шофером, упаковщиком. В 2001 году на 6 лет попал за решетку. О причинах такого резкого жизненного поворота мужчина не рассказывает – «долгая история». Отмечает лишь, что сел по 147 статье (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего по неосторожности смерть. – Прим. авт.). А когда вышел, к сожалению, работу найти не смог.

– Всем подавай молодых, а нам куда? – рассуждает собеседник. – Семья у меня разрушилась еще во время перестройки. Оказался на улице, не получилось у меня найти «стационарное» жилье. Однажды наткнулся на эту столовую, второй год уже хожу. Здесь хорошо: и вкусно, и о вере можно поговорить, успокоиться и отправиться дальше – в мир.

– У вас есть дети, неужели они вам не помогают? Или это вы закрыли дверь перед ними?

– Моя дверь открыта, – грустно замечает Виктор. – Дети стремятся помочь, но я не хочу. Не спрашивайте почему. Сложно объяснить… Это я должен им помогать, а не они мне. Такой я человек: радуюсь тому, что имею. Говорят же: «Если ты не умеешь довольствоваться тем, что есть, разве ты можешь рассчитывать на большее?»

– Но вы же не хотите этого «большего», верно?

– Нет. Я научился любить все, что относится к сегодняшнему дню. В любом пространстве найду себе место.

– Тогда расскажите мне, что будете делать после того, как пообедаете?

– Что делать… Хм, любоваться весной (улыбается). Как у Некрасова: «…и солнцу радуются дети, и думают о жизни старики». Вот и у меня так: радуюсь всему, что воспринимает зрение и слух. Большего не надо.

P.S. В общественной организации «Отклик» всегда будут рады любой помощи со стороны неравнодушных белорусов. Еда, ненужная одежда, неиспользуемые рабочие инструменты, по возможности, денежные пожертвования – все это способно хоть немного, но улучшить жизнь нуждающихся.

Наталья ДАВЫДОВА

Фото автора и из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024
Все новости