Общество и профсоюзы

Покупательские привычки: как встраиваются в них новые платежные технологии

Впервые провела глобальное исследование белорусского рынка платежная система Mastercard. Оказалось, что почти у 95% белорусов есть карточки, и люди позитивно воспринимают внедрение новых платежных технологий. К каким еще выводам пришли представители платежной системы?

Исследование MasterIndex, которое компания проводит в разных странах мира, нацелено на изучение динамики распространения безналичных способов оплаты, особенностей использования банковских карт и покупательских привычек. В Беларуси оно прошло впервые – в мае–апреле этого года, среди мужчин и женщин от 25 до 45 лет. Опрос проходил в столице, областных центрах и других городах с населением больше 50 тысяч человек. 

Белорусы не боятся платить картой

При этом 94% карточек – зарплатные. Кредитка есть у 19% белорусов. Вообще, на каждого жителя в возрасте 25–45 лет приходится по 1,5 карты.

Половина опрошенных использует бумажные деньги и также платит картой. Дальше в рейтинге идут те, кто платит исключительно картами – таковых 30%. Оставшиеся почти 20% предпочитают только наличные.

Отказ от наличных – новый тренд

Почти 83% опрошенных убеждены, что в ближайшее время безналичные расчеты станут преобладать. И 18% уже готовы действовать радикально – сразу же хотят перейти к ним раз и навсегда. А вот 77% все же не готовы избавиться от наличных денег окончательно.

Где достают карты белорусы?

Супермаркеты, аптеки и другие точки торговли – именно тут обычно мы платим картой. Мужчины еще часто рассчитываются по безналу за топливо и услуги на АЗС, а также  предпочитают оплачивать картой налоги и сборы. Женщины берутся за карту в аптеках, магазинах оптики, одежды, обуви, парфюмерии и косметики.

Переводы на карты – друзьям и себе

Чаще всего с карты на карту переводят средства родственникам и друзьям (70%) или между своими счетами (42%). При этом большинство переводов с карты на карту оформляется через приложения на мобильных устройствах (69%). Сайтам доверяют около 21% респондентов. Банкоматы для таких операций почти не востребованы, хотя практически в каждом из них есть такая опция.

Преимущества бонусов пока не оценили

Среди тех, кто получает бонусы, главными категориями являются кэшбэк, скидки в определенных магазинах и проценты на остаток на счете. Но таких пользователей пока немного. В целом, белорусы не сильно рассчитывают на бонусные программы. Если бы их не было вовсе, от карт отказались бы только 12%, остальные бы начали использовать карты реже.

Платить картой в транспорте и онлайн-магазинах

Около трети обладателей банковских карт хотели бы иметь возможность оплачивать ими еще и проезд в общественном транспорте. Но при этом белорусы боятся, что за безналичную операцию могут снять комиссию и что такие расходы труднее контролировать. Некоторые держатели карт отмечают, что еще не избавились от привычки платить наличными.

Набирает популярность онлайн-шоппинг. В основном, это покупка одежды и обуви, парфюмерии и косметики для женщин, автомобильных аксессуаров для мужчин.

Белорусы открыты к новым технологиям

Люди открыты и для введения технологий оплаты «умными устройствами» – 77% тех, кто знает о бесконтактных платежах, считают, что рассчитываться с помощью смарт-часов или браслетов тоже удобно. Идею использовать распознавание лица, отпечатков пальцев или радужки глаза вместо введения PIN-кода поддерживают около 20% белорусов.

Что в итоге?

«Результаты исследования MasterIndex показывают, что в Беларуси все больше людей делают выбор в пользу платежей по картам, активно пользуются бесконтактными технологиями, т.к. видят, что это действительно быстро, удобно и безопасно», – резюмировала Нина Виллемс, управляющий директор Mastercard в Беларуси, Казахстане и Армении.

 Дмитрий КУЛЬБАЦКИЙ