Помог профсоюз: получивший на производстве травму коневод доказал свое право на компенсацию
Больше года понадобилось жителю Несвижского района Минщины, чтобы доказать свое право на компенсацию за полученную на производстве травму. Помогли ему в этом специалисты Минской областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса.
Валерий Курлович (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) более 11 лет проработал коневодом в ОАО «Новая жизнь», а в мае прошлого года неожиданно получил тяжелую травму. И кроме проблем со здоровьем «заработал» еще и тяжбу с нанимателем, который отказался выплатить матпомощь пострадавшему.
Непредсказуемый удар копытом
В один из рабочих дней начальник сельхозучастка поручил работникам полевой бригады собрать камни на поле. Валерий Курлович как коневод выделил для этой цели двух лошадей – Майю и Аленку. Бригада уехала, а коневод продолжил заниматься своими делами. После того, как полеводы собрали и разгрузили несколько повозок камней, Майя начала вести себя беспокойно: брыкалась, прыгала, рвала упряжь. Лошадь запрягли повторно, но она все равно вела себя неадекватно.
Полеводы сообщили об этом начальнику, и тот, в свою очередь, решил обратиться за помощью к Курловичу. В то время, когда начальник приехал за ним, Валерий находился дома на обеденном перерыве. Тем не менее, он согласился помочь: взял дополнительные вожжи и выехал в поле. Лошадь, увидев приблизившегося коневода, заволновалась и ударила его копытом выше колена. От удара Курлович упал, почувствовав сильную боль в ноге. Начальник сразу отвез Валерия домой на машине и вызвал фельдшера, которая оказала пострадавшему первую медицинскую помощь. Затем коневода доставили в Несвижскую районную больницу. Врачи констатировали закрытый оскольчатый перелом бедра со смещением.
– Валерию делали сложную операцию, в ногу вставляли пластины, чтобы скрепить кость, – вспоминает родственница Курловича. – Несколько месяцев он проходил реабилитацию, усердно занимался на велотренажере, но после того, как больничный закрыли, уволился. С 17 лет он работал в этом колхозе, а после этого случая пришлось уйти. Вышел на пенсию. Хотел бы еще поработать, да не может: пройдет немного, и нога болит, а в хозяйстве такие работники не нужны…
Вины нанимателя нет
О том, что случай производственный, наниматель не знал, поскольку начальник сельхозучастка не сообщил об этом. Случившееся оформили как бытовую травму, и только когда в организацию поступил листок нетрудоспособности Курловича, началось разбирательство.
Парадокс в том, что в ходе расследования произошедшего виновным оказался сам коневод. Вина нанимателя установлена не была. Согласно акту расследования, Курлович нарушил технику безопасности – подошел к лошади сзади, а не сбоку и не спереди, как положено. По словам же Валерия, он подошел к животному спереди, но не мог предугадать, что лошадь начнет крутиться. Из полеводов на помощь в момент «усмирения» Майи никто не пришел.
Медико-реабилитационная экспертная комиссия установила Валерию Курловичу 15-процентную степень утраты трудоспособности. Коневод обратился в хозяйство с заявлением о выплате соответствующего единовременного пособия, однако в удовлетворении требования ему отказали. В колдоговоре ОАО «Новая жизнь» имеется норма, предусматривающая материальную выплату потерпевшему от несчастного случая на производстве в зависимости от вины нанимателя. А вина нанимателя, как известно, установлена не была.
За помощью – в профсоюз
Доказать свое право на компенсацию ущерба Валерию Курловичу оказалось непросто. У администрации «Новой жизни» понимания он не нашел, поэтому обратился за помощью в Минской обком профсоюза работников АПК.
– Дело в том, что отраслевые тарифные соглашения такую зависимость от вины нанимателя не предусматривают, – прокомментировал главный правовой инспектор труда обкома Кирилл Азаренко. – Наниматели обязаны выплачивать работникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, единовременную материальную помощь в размере среднемесячного заработка за каждый процент потери трудоспособности (в соответствии с п.22.9 тарифного соглашения, заключенного между Министерством сельского хозяйства и продовольствия, профсоюзом работников агропромышленного комплекса и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС» на 2016–2018 годы, а также п.5.3.1.20 соглашения между минскими облисполкомом, областным объединением профсоюзов, Республиканской ассоциацией предприятий промышленности и областным агропромышленным союзом на 2015–2017 годы).
Профсоюзные специалисты пытались решить проблему в досудебном порядке и дважды высылали руководителю «Новой жизни» соответствующие рекомендации об устранении нарушений нормативных актов. Но наниматель стоял на своем, ссылаясь на нормы Генерального соглашения (заключено между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016–2018 годы) и коллективного договора ОАО «Новая жизнь», согласно которым данная выплата производится лишь при установлении вины нанимателя.
Как рассказал Кирилл Азаренко, на основании норм, закрепленных в отраслевом тарифном соглашении, работникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, предоставляются дополнительные гарантии в области охраны труда, улучшающие его правовое положение по сравнению с действующим законодательством. Значит, матпомощь в размере 15 средних заработков коневода должна быть выплачена.
Специалисты Минского обкома профсоюза работников АПК помогли Валерию подготовить исковое заявление в суд. В результате двух судебных заседаний суд принял решение взыскать с хозяйства на основании норм отраслевого тарифного соглашения 15 средних заработков (за каждый процент утраты трудоспособности Валерия Курловича) и выплатить пострадавшему помощь в размере 4 тысяч 629 рублей 45 копеек.
Вероника СОЛОВЕЙ