Наверх

Поможет ли «бабушкин сундук» найти предков, или Азы генеалогии в одной лекции

16 апреля 2019

Наша общая история

Судьба семьи Цшохеров, так называемых васильеостровских немцев, три поколения которой были весьма незаурядными учащимися гимназии Карла Мая, интересна и с точки зрения общего кругозора, и как часть истории нашего города.

Первое упоминание об этой фамилии в России относится к началу XIX века. Фридрих Вильгельм Цшохер служил на Царско-Сельской, а потом на Николаевской железной дороге. После женитьбы на дочери колониста Александровской немецкой колонии Новгородской губернии вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. Там и появился на свет первый питерский по рождению и обучению Цшохер – Карл Август Оскар.

Подробную историю его потомков можно найти в книге, которую Мурат Валиев подарил библиотеке. Кстати, в ее фондах есть и работы витебских ученых, посвященные немецкой семье. Это не без причины: двое сыновей и дочь Карла Августа Оскара Цшохера – Альфред, Максимилиан и Евгения жили в нашем городе. Наверняка они были знакомы и с Марком Шагалом.

Для собравшихся лекция оказалась показательным примером того, что можно найти, собрать по крупинкам, воссоздать судьбу целой семьи. А по окончании исторической части своего выступления Мурат Тимурович согласился дать рекомендации, как составить свою родословную.

Генеалогия – это наука

Мурат Валиев подчеркивал это не раз. И хотя, по словам исследователя, он в тандеме с супругой занимается генеалогией на любительском уровне, всегда строго соблюдает определенные этапы. Их четыре:

  1. Накопление и сбор информации
  2. Систематизация
  3. Анализ информации
  4. Оформление результата

Этот порядок дает видимый результат: в активе исследователей не только подробные родословные немецких родов. Есть работы по православным семьям и еврейской диаспоре.

– К сожалению, главная беда в том, что желание составить свою родословную у людей появляется в пенсионном и предпенсионном возрасте, – считает Мурат Валиев.

Перетряхните «бабушкин сундук»

На презентации Мурат Тимурович вывел главные источники, из которых можно черпать историю своей семьи: генеалогические анкеты, архивы, публикации, поиск в интернете и «бабушкин сундук». Именно последний и должен стать стартом для серьезного поиска.

– Поверьте, в каждой семье есть своя грузинская княжна, польский шляхтич или цыганка. Эти факты, дополненные фантазией наших бабушек-прабабушек, могут унести неизвестно куда, – рассказывает исследователь. – Но, поверьте моему опыту, половина из этих семейных преданий подтверждается. Я не призываю им слепо доверять. Но и игнорировать нельзя ни в коем случае! Эти «скелетики» в фамильном шкафу доставляют особое удовольствие в поисках – служат предметом азарта.

Генеалог уверен: каждое исследование – это увлекательная охота. Но нельзя забывать, что и терпением запастись тоже придется. У Валиевых существует своего рода разделение труда: супруга может подолгу работать с метрическими книгами или с описями, а вот глава семьи по натуре охотник, его стезя – авантюрные истории, активный поиск и общение. Если вы беретесь за работу в одиночку, будьте готовы сочетать и то, и другое.

Особое богатство – это семейные альбомы. Но есть небольшой нюанс: все фотографии в них должны быть четко и грамотно подписаны – это значительно упростит поиск.

– Моя бабушка по моей просьбе написала мемуары, – говорит Мурат Валиев. – Многие события там перемешаны, даты перепутаны. Но это – бесценная нить, на которую нанизывалась наша фамильная история. И что стоило попросить ее подписать фотографии: кто, когда, где… Я не догадался. А потом мы тратили месяцы и годы, чтобы ответ на вопрос найти самостоятельно.

До сих пор к Валиеву обращаются за консультацией, предлагая фотографии с подписями типа: тетя Муля с Мусей и Букой. Кто такие Муся и Бука? Где и когда они запечатлелись с непонятной тетей Мулей? Это знали разве что ныне покойные носители милых семейных имен. А современному исследователю истории рода толку от такой записи очень мало.

– Заклинаю, не надо никаких ласкательных семейных прозвищ! Пропишите имя, отчество, фамилию, – подсказывает Мурат Тимурович. – Кто это, с кем, когда – запишите период. Не знаете точно? Пометьте примерно. Это тоже может быть толчком для того, чтобы копать дальше. Иногда бесценную информацию дает девичья фамилия представительницы женской линии рода. Не пренебрегайте ею.

К родственникам – с анкетой

Анкета – не менее важный этап для накопления сведений, чем сундук. Обойдя с блокнотом или диктофоном всех родственников, старательно записав и зафиксировав каждую деталь, можно не только почерпнуть много информации, но и найти ниточки, о которых вы, возможно, и не подозревали.

Анкета нужна, чтобы дисциплинировать поиски. Она поможет не забыть спросить о сословной принадлежности, об учебных заведениях, местах крещения. Возможно, эта информация поначалу кажется известной и очевидной. Но по мере нарастания количества опрошенных структурированная запись будет очень удобна. Кстати, хранить анкеты генеалог советует и в бумажном, и в цифровом виде.

– Постарайтесь связаться с самыми дальними родственниками. И, несмотря на затраты, съездите к ним, – советует Мурат Тимурович. – Часто старшее поколение может многое рассказать, но не написать по интернету. Вытягивайте всю информацию. Если у вас были предки-иностранцы, зафиксируйте все варианты написания их фамилии: и кириллицей, и латиницей. Это очень поможет при работе с архивами.

Архивы, публикации и интернет

Не стоит думать, замечает Марат Валиев, что справившись с «бабушкиным сундуком» и анкетированием родных, вы закрываете эту страничку поиска. Дальше исследования идут параллельно. И каждый новый документ может подсунуть вам еще одного родственника или фамильную легенду. Не ленитесь проверить и их подлинность.

Работа с архивами – самый важный, нужный и существенный этап поиска.

– Здесь можно работать самим, а можно нанять исполнителя. Какой бы путь вы ни выбрали, будьте готовы к затратам – или денежным, или временным, – предупреждает Мурат Тимурович. – Лет 15–20 назад мы только начинали работать с архивом. И считали, что всё знаем. Сейчас мы уже более-менее продвинутые архивисты и понимаем, что не постигли и половины.

Однако ситуацию можно несколько уравновесить. К примеру, в своем городе есть смысл поработать в архиве самостоятельно. А в другом населенном пункте или стране, куда нужны средства на проезд, питание и проживание, поручить работу исполнителю. Наверняка так затраты будут соизмеримы.

Поиск в интернете исследователь делит на пассивный и активный. Во время активного вы – охотник. Он идеален для редких фамилий. Как правило, зарегистрированные в социальных сетях или на генеалогических сайтах люди легко идут на контакт и помогают найти родственников.

– При пассивном поиске вы расставляете ловушки. У нас это – сайт школы Карла Мая. Не проходит и недели, как на меня выходят заинтересованные люди. Такой же сайт вы можете посвятить и своей фамилии.

Когда сбор информации закончен, предстоит самое интересное – собрать пазл. И оформить его на свой вкус. Мурат Валиев показал некоторые примеры: вот родословная книга, а так может выглядеть портретная галерея предков.

Уже в зале библиотеки было понятно: эта лекция была не только интересной. Очень многих она толкнет на активные поиски. И кто знает, какие тайны откроются в ходе них?

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024
Все новости