Наверх

Потребительский рынок Беларуси может полностью обеспечить спрос покупателей

27 июля 2018

Накануне Дня работников торговли в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) рассказали о развитии отрасли в первом полугодии.

Сегодня в торговле занято примерно 15% всего экономически активного населения. В 2017 года по сравнению с 2010-м количество работников отрасли выросло на 38% – с 458 тыс. до 631 тыс. человек. Большинство составляют женщины – свыше 70%.

Розничный товарооборот в первом полугодии 2018-го составил 21 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 110% к аналогичному периоду 2017 года. Причем тенденция обеспечена всеми регионами.

«В целом ситуация на потребительском рынке позволяет полностью обеспечить покупательский спрос на товары. На высокие темпы роста розничного товарооборота влияют, во-первых, реальные денежные доходы населения. Во-вторых, сохраняется активное развитие потребительского кредитования – задолженность по таким займам прибавила по сравнению с 1 июля 2017-го 70%, – сообщил первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович. – Растет производство отечественной обрабатывающей промышленности, ориентированной в основном на потребительские товары. Поддерживают темпы высокие объемы продажи наличной валюты: за январь–июнь 2018 года чистая продажа составила почти 800 млн долларов».

Кроме того, важным стимулом для потребления товаров представитель МАРТ назвал открытие новых торговых объектов и торгово-развлекательных центров современных форматов. За 6 месяцев 2018 года, по данным торгового реестра, количество первых в республике увеличилось на 5% и на 1 июля составило порядка 110 тыс. единиц. В то же время появилось 15 ТРЦ.

Обеспеченность населения торговыми площадями по Беларуси в целом составляет около 740 квадратных метров на 1 000 человек. Для Минска этот показатель – 875 квадратных метров. Высокие цифры связаны с активным инвестированием в отрасль. В частности, за 1-й квартал 2018 года в торговлю привлечено более 120 млн долларов. А за последние 6 лет эта сумма равнялась примерно 1,2 млрд долларов.

Покупают белорусское

Основные представители торговли сегодня – частные организации. Доля государственной торговли в Беларуси составляет 8–9%. При этом темпы роста розничного товарооборота организаций безведомственной подчиненности достигли 115% . В основном благодаря активному проведению акций, распродаж и других маркетинговых мероприятий. По оперативным данным, за январь–июнь 2018 года белорусам предложили более 38 тыс. акций.

«В первом полугодии населению продано продовольственных товаров на 10,5 млрд рублей и на такую же сумму – непродовольственных. Стоит отметить, что на внутреннем рынке превалируют товары отечественного производства (свыше 63%). А среди продуктов питания доля белорусских составляет почти 80%, – подчеркнул представитель МАРТ. – По ряду позиций спрос покупателей практически полностью удовлетворяется за счет продукции наших товаропроизводителей – мясо, сливочное масло, сыры, яйца, мука, табачные изделия и т. д.».

Активно развивается интернет-торговля. По данным торгового реестра, число онлайн-магазинов уже превысило 17 тыс. единиц. При этом товарооборот их за 2017 год составил 3,4% в общем объеме. Что касается сферы общественного питания, то на 1 июля в Беларуси действовало более 15 тыс. объектов. По сравнению с прошлым годом их число выросло на 4%.

Повысить привлекательность села

Как отметил первый заместитель министра, в целом по республике ситуация сложилась хорошая. Торговля прирастает на макроуровне при общей благоприятной картине. Тем не менее есть ряд проблемных вопросов. Прежде всего торговое обслуживание в малых городах и сельской местности. На селе проживает каждый пятый гражданин страны, это более 2 млн человек. Но, вполне понятно, экономически сельская местность менее привлекательна.

«Хотя, надо сказать, ситуация с развитием инфраструктуры и качественного обслуживания там улучшается. По данным статистики, за последние 3 года число розничных объектов торговли на селе увеличилось на 5% – до 10,8 тыс. единиц. МАРТ провело значительную работу, чтобы привести нормативно-правовую базу в соответствие с Декретом № 7 и Указом Президента № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Сегодня в стране созданы необходимые условия для развития этих направлений в сельской местности. Но нужно двигаться дальше, корректируя и шлифуя нормы Указа № 345».

Более половины торговых объектов в сельской местности приходится на долю Белкоопсоюза. За последние 3 года их число сократилось на 9%. В целом присутствие ритейлера на селе тоже уменьшилось с 44% в 2010 году до 26%. В таких условиях, добавил Артур Карпович, реализация Указа № 345 призвана создать предпосылки для того, чтобы бизнес активнее шел в малые населенные пункты. В МАРТ уже называют первые промежуточные результаты. Действие документа, подписанного в конце 2017 года, распространяется на 65% территории республики. Это чуть более 1 млн человек, или 36% населения села. По данным Министерства по налогам и сборам, налоговыми льготами, предусмотренными указом, воспользовались 667 субъектов, в том числе 171 юрлицо. Также открылось 160 торговых объектов и 17 – общественного питания.

«Для выработки предложений по совершенствованию торгового обслуживания и общественного питания в сельской местности в ведомстве создана рабочая группа. По промежуточным результатам работы определен ряд вопросов, требующих решения, – рассказал Артур Карпович. – Во-первых, неравномерный по регионам и неполный охват территорий действием указа. Во-вторых, недостаточная осведомленность субъектов хозяйствования о преимуществах норм документа. Кроме того, сейчас отрабатываются предложения в части распространения льгот и на арендодателей, которые используют объекты в сельской местности в качестве торговых».

Члены рабочей группы также отметили, что в республике нет программы поддержки развития торговли, общественного питания в сельской местности. Доставка товаров автомагазинами на расстояние более 11 км, как правило, является убыточной, тарифы на электроэнергию для организаций торговли на селе выше, чем для оказывающих бытовые услуги.

«Необходимо рассмотреть возможность расширить сферу действия Декрета № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», Указа Президента № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и ряда постановлений правительства», – заключил Артур Карпович.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото Виталия ГИЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024
Все новости