Правовые нестыковки: а законов-то не знаем…
Есть нарушения в колдоговорах и контрактах
Во время мониторинга были изучены колдоговоры в 11 организациях и 300 контрактов работников. Выявлены примеры элементарного незнания законов, в результате чего стороны трудовых взаимоотношений могут попасть в неприятные ситуации.
Так, в местном предприятии мелиоративных систем действующий колдоговор на 2016–2019 годы предусматривал для нанимателя обязанность «…расторгать контракт по собственному желанию работника, предупредившего об этом нанимателя письменным заявлением за один месяц. С согласия сторон контракт может быть расторгнут до истечения срока предупреждения».
Но ведь законодательство страны не предусматривает возможность расторжения контракта по собственному желанию работника – только по соглашению сторон. Как мог появиться такой пункт в «местной конституции»?
– Установлены серьезные нарушения порядка заключения и продления контрактов, – отметила на заседании президиума совета облобъединения профсоюзов главный правовой инспектор труда Екатерина Филипцова. – Например, в КСУП «РовковичиАгро» при переводе с работниками не заключались новые контракты. А в одном из предприятий вместо установления работнику полного режима рабочего времени его перевели «на полную ставку» с заключением нового контракта. Или в средней школе: контракт продлен более чем на максимальный срок по закону – 5 лет.
Во многих организациях района вместо того, чтобы продлить контракт в пределах максимального срока действия, заключают с работником новый контракт. Немало грубых нарушений связано с установлением режима рабочего времени, не соответствующего фактическим графикам работ, не всегда определяются перерывы для отдыха и питания работников. А в упомянутом уже КСУП «РовковичиАгро» умудряются заключать контракты на срок даже менее года.
Каждый раз – на год
Профсоюзы региона беспокоит факт, что в ряде организаций установилась практика продления контрактов по схеме «каждый год – на один год». И это в районе, который серьезно пострадал от аварии на ЧАЭС и изобилием кадров похвастаться не может. Причем контракты на год заключаются зачастую сразу со всеми работниками и снова продлеваются на один год со всеми работниками.
По-разному относятся в организациях района и к применению постановления Совета Министров № 1842. Документ предоставляет право нанимателям организаций, расположенных в зонах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, заключать с работниками, в том числе молодыми специалистами, контракты с единовременными выплатами в 200 и 300 базовых величин.
Если, например, в учреждениях образования контрактов на 5 лет с такими выплатами заключено 45% от общего количества работников и, соответственно, дефицита кадров там не наблюдается, то среди специалистов АПК и других отраслей такие контракты – единичные, зато есть кадровые проблемы.
Как отмечалось на заседании президиума, даже некоторые руководители предприятий и организаций на вопрос «Почему так происходит, почему не закрепить хорошего работника?», не вникая в суть законодательного акта, вопрошали: «А почему мы должны платить такие деньги кому-то за счет предприятия?» И удивлялись, узнав, что выплаты осуществляет государство.
– Подобное не может устраивать профсоюзы. Как соцпартнеры, мы должны постоянно говорить, что годичные контракты оправданны, если наниматель принимает нового работника и хочет убедиться, что тот справляется с возложенными обязанностями. Убедившись, нужно заключать контракт на больший срок, чтобы работник уверенно трудился и не думал, что завтра с ним могут прекратить трудовые отношения, – подчеркнул председатель областного объединения профсоюзов Алексей Неверов.
Без вины виноватые
К сожалению, профсоюзам периодически приходится оказывать юридическую поддержку даже добросовестным работникам, с которыми были заключены контракты на 5 лет с единовременными выплатами. Если учреждения закрывают, передают в аренду, если специалистов сокращают или переводят к другому нанимателю, то им приходится возвращать государству из выплат часть полученных денег – за неотработанный период.
Однако по некоторым основаниям для увольнения остаток выплат можно не возвращать.
Так, согласно ст.41 Трудового кодекса контракт подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, колдоговора, трудового договора. Право не возвращать остаток выплат есть и в том случае, если работник не согласится с предложением нанимателя об изменении существенных условий труда и на этом основании уволится.
В любом случае, как отмечали профактивисты, такое положение вещей – возвращать средства – по отношению к специалистам несправедливо, ведь люди не уезжают из чернобыльского района, а остаются жить и работать здесь же. Эту проблему следует решать на законодательном уровне.
Все ошибки – исправить!
Каждой проверенной организации были направлены рекомендации по устранению нарушений трудового законодательства. Ко дню рассмотрения вопроса на заседании президиума совета облобъединения профсоюзов ошибки исправили почти все. Вопрос качества колдоговоров Чечерское районное объединение профсоюзов взяло на заметку.
– По нашей инициативе райисполком уже принял решение: прежде чем пройдет регистрация колдоговоров, мы проведем их правовую экспертизу с привлечением отраслевых правовых инспекторов и ликвидируем несовершенство «местных конституций», – подчеркнула председатель Чечерского райобъединения профсоюзов Анна Туровец.
Подвел черту под обсуждением председатель областного объединения профсоюзов Алексей Неверов:
– Главное в этой непростой работе для профактива региона – не допускать нарушений по отношению к человеку труда, ущемления его прав. Своевременная разъяснительная работа, в том числе правового характера, уменьшит правовую неграмотность.
Владимир НИКОЛАЕВ