Праздничный март Тамары Скворцовой. Актриса Коласовского театра отметила сразу два юбилея
Звезда Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа – заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова. блистает на сцене уже 50 лет. О прожитых годах умолчим. Ведь сколько бы их не было, они оказывались неизменно яркими. Такой уж характер у нашей героини.
Тамара, которая всегда была артисткой
Она решила дарить людям радость в самом раннем детстве. Делала это с огромным желанием и небезуспешно читала стихи, пела песни. Совсем скоро в родной деревне на Случчине девочку стали звать не иначе как Тамарой-артисткой. Пряники и конфеты, которые она получала в качестве гонорара за свои выступления, скоро сменились первым творческим признанием и настоящими аплодисментами, заслуженными во время спектаклей школьной самодеятельности.
Окончив 4 класс, девчонка прочла в газете: в Несвижский интернат набирают одаренных детей. Тогда, вспоминает актриса, она не стала вникать, в какой области должны быть одарены ребята, знала точно – ей нужно именно туда.
– С 5-го по 11-й класс я училась в интернате, – вспоминает Тамара Скворцова. – Это были самые счастливые годы в моей жизни. В Несвиже все дышало историей: там работала типография Сымона Будного, учился Колас. В замке Радзивиллов размещался санаторий, и мы, девчонки, когда подросли, ходили туда на танцы. Вальсировали в зале с паркетным полом, а стены украшали портреты хозяев того шикарного места. Гуляли среди парковых скульптур, зимой катались на коньках по замерзшему озеру. Такого счастья потом я больше никогда не испытывала…
Воспитанники интерната жили очень насыщенной жизнью. Ребят возили в Москву, Ленинград, Минск, проводили для них много конкурсов. Была в Несвиже и своя театральная студия. Тамара-артистка – активная участница всех мероприятий окончила учебное заведение с медалью и поехала за мечтой – поступать в столичный Театральный институт.
Как нередко бывает, комиссия сразу не рассмотрела перспективную абитуриентку. А та не стала делать из неудачи трагедии и подала документы на филологический факультет БГУ. Конкурс в один из главных вузов страны тоже был немаленьким – нужно было набрать не меньше 19 баллов за 4 экзамена.
– И вот я сдаю историю, по которой мне нужна «пятерка», – вспоминая этот случай, Тамара Скворцова с трудом сдерживает смех. – Вытаскиваю билет, а там вопрос: поход Ермака. По этой теме помню только год похода. Ну и начала издалека – с событий 200-летней давности. И так хорошо говорю, стараюсь, едва ли не моноспектакль разыгрываю. Преподаватель слушал, смотрел, а потом и говорит: «Ну хоть год назовите». Я справилась, получила 5 баллов и стала студенткой.
И филолог, и актриса
Тамара Скворцова с головой окунулась в учебу, не забывая при этом о творчестве. Студенческий театр БГУ в те годы брался за серьезные пьесы, на его сцене появлялись полноценные спектакли, о которых писали республиканские газеты. Будучи студенткой, наша героиня сыграла Кабаниху в «Грозе» Островского, Аниту в мюзикле «Вестсайдская история».
Когда театр имени Янки Купалы объявил о наборе в студию, Тамара не смогла остаться в стороне. Напомним, в те годы драматические театры периодически объявляли о наборе талантливой молодежи, которая могла бы получить практикоориентированное образование. Ребят курировали директор, опытные режиссеры и артисты – студийные педагоги. Тамаре Скворцовой повезло учиться у Леонида Рахленко, Валерия Раевского, Бориса Луценко, Зинаиды Браварской.
– И с самого первого дня мы принимали участие в спектаклях, – вспоминает собеседница. – Что может быть лучше этого? Ты не просто, как в институте, получаешь теоретические знания – свои умения тебе передают практики. А вечером ты встречаешься с ними на одной сцене. Мастера играют главные роли, ты выходишь в массовке и видишь, как то, о чем тебе только что рассказывали, воплощается в спектакле.
Естественно, в университете пришлось перевестись на заочное отделение. О том, чтобы бросить вуз, обязательная и аккуратная Тамара даже не помышляла – напротив, успевала еще и подрабатывать. Здесь пригодилось знание польского языка. Студентка сразу двух учебных заведений – БГУ и Купаловской студии – в качестве переводчицы возила туристические группы по всему Советскому Союзу.
Она успешно училась не только актерскому мастерству, но и филологии. Даже получила приглашение в Ягеллонский университет, чтобы развить тему дипломной работы до уровня диссертации. Но любовь к театру взяла верх – от научной карьеры девушка отказалась.
Первой большой ролью выпускницы Купаловской студии стал образ Гали в спектакле «Трибунал» Андрея Макаёнка. На одной из постановок присутствовал сам Петр Машеров. Тамара Владимировна до сих пор с трепетом вспоминает его отзыв о спектакле.
К сожалению, звездной судьбы в столичном театре у нее не сложилась: почувствовала актерскую ревность со стороны более опытной коллеги. Юношеский максимализм не позволил стерпеть обиду, и когда в Минск на гастроли приехала труппа из Витебска, сама подошла к Соломону Казимировскому – на тот момент руководителю театра имени Якуба Коласа. Попросилась на просмотр худсовету. Ему молодая актриса понравилась. Так она и осталась в Витебске.
– Но предложение вернуться в Минск у меня было, – не без гордости замечает Тамара Скворцова. – На желание снова видеть меня в труппе намекнул купаловский режиссер Валерий Раевский, посмотрев спектакль «Сымон-музыка», с которым мы спустя несколько лет приехали на гастроли в столицу. На тот момент я была уже замужем, в семье росла дочь – не рискнула снова круто поменять судьбу. Жалею ли об этом? Сказать сложно. Но с возрастом поняла, что жизнь надо постоянно менять, мы зря этого боимся.
«У меня всё впереди!»
Сейчас Тамара Скворцова – состоявшаяся актриса, на ее счету немало ярких ролей. Но был и период творческого затишья. Кстати, его предсказывал еще в годы учебы Леонид Рахленко. Мастер замечал: «Самые важные роли ты сыграешь после 40. В этом возрасте твои внешность и внутренний мир придут в соответствие». Так и вышло. Будучи опытной актрисой, она сыграла властную старуху Барабошеву («Праўда – добра, а шчасце лепш» А. Островского), Марцелю («Хам» Э. Ожешко), Мальвину («Несцерка» В. Вольского), а в 1996 году получила роль Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе». По замыслу режиссера Валерия Маслюка, герои спектакля – возрастные люди. И это придает постановке особый шарм.
Однако актриса с трудом сдерживает эмоции, вспоминая постановку Валерия Анисенко «Пахавайце мяне за плінтусам» по повести Павла Санаева. Там Тамара Скворцова сыграла бабушку.
– Когда Валерий Анисенко объявил о намерении взять в работу материал, я сразу поняла: бабушка – моя роль, – рассказывает она. – Но в то же время знала, кому режиссер хочет ее предложить. Никаких надежд не питала. Но вдруг подходит ко мне Анисенко и говорит: «Может, поработаем?» Когда поняла, о чем он, расплакалась.
За эту роль Тамара Скворцова получила 3 диплома: «За психологическую правду образа в сценическом воплощении современной прозы» на IV Международном театральном фестивале «Родниковое слово» (Архангельск, Россия), «Лучшая женская роль» на VI Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» (Орёл, Россия) и «Золотой диплом» на Международном театральном форуме «Золотой витязь» в Москве. Актриса вспоминает, что представитель жюри последнего фестиваля уверял: так, как она, сейчас мало кто играет, в Москве все больше «штукарят».
– Но я не умею по-другому, – признается наша героиня. – Если не пропущу через себя этот материал, то спектакль не будет настоящим. Да, после каждой постановки я долго отдыхаю. Но иначе не могу работать.
Нет у нее и привычки оказываться от эпизодических ролей. Тамара Скворцова может сыграть и уборщицу, и королеву, согласна выйти в небольшом эпизоде или примерить на себя сказочный образ. Для нее главное – жить на сцене.
С удовольствием рассказывает она о своих перемещениях в одном и том же спектакле. Только попав на Коласовскую сцену, она сыграла небольшую комичную роль жены судьи в визитной карточке витебского театра – спектакле «Нестерка». После много лет выходила к зрителю в образе одной из главных героинь Пани Мальвины. Сейчас, уступив эту роль более молодой актрисе, снова играет жену судьи.
Тамара Скворцова уверена: актер должен постоянно развиваться, получая новые впечатления. Она благодарна театру за то, что в ее судьбе таких эмоций было немало – труппа побывала в Америке, Париже, Лондоне, Венеции. И это были не просто путешествия, а своего рода образовательная миссия театра.
– Как-то в Англии я заметила, что на спектакль «Шагал… Шагал…» уже третий раз приходит один и тот же мужчина. Спектакль камерный, мы играли его в малом зале, и зрители были хорошо видны, – делится собеседница. – Я к нему подошла и спросила, чем вызван такой интерес к нашему творчеству. На что мужчина ответил, что никогда раньше не слышал о Шагале и ничего не знал о Беларуси. А сейчас очень рад тому, что открыл для себя удивительную страну и художника, который родился там.
Так сложилось, что в юбилейный год актрисе не удалось сыграть бенефисный спектакль. Говорит она об этом с легкой грустью, но тут же замечает:
– В конце напиши: Скворцова уверена, что у нее еще все впереди!
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото Андрея ЖИГУРА, Натальи ЛОВИЦКОЙ-ЕРМОЛОВОЙ и Марины КОТЛЯРОВОЙ