Наверх

«Предела совершенству нет»: Михаил Краснобаев о творчестве, витебском зрителе и семейной династии

28 декабря 2020

Прийти в театр артистом и дорасти до должности худрука. Не об этом ли мечтают мастера профессиональной сцены? У художественного руководителя Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Михаила Краснобаева, который в ноябре отметил 60-летний юбилей, именно так всё и вышло.

Однако он считает, что руководящая должность несколько сдерживает самореализацию, а вот уход от актерства в режиссуру в свое время спас от творческого застоя.

– Все началось в 90-е годы, – вспоминает Михаил Краснобаев. – Общий кризис ощущался и в театре. Для меня лично он вылился в нехватку творчества. И тогда я предложил коллегам Валентину Цветкову, Елене Шарепченко, Геннадию Гайдуку и Юрию Цвирко поучаствовать в своего рода эксперименте – поставить спектакль. В качестве литературного материала мы взяли пролог к роману Владимира Короткевича «Нельга забыць». Я написал инсценировку. Так появился мой первый спектакль «Вераб’іная ноч».

– Но режиссерская профессия вынудила отказаться от актерства. Вы не жалеете об этом?

– Актер создает образ, а режиссер – мир. Да, это сложнее, но и в разы интереснее.

Часто творческие люди амбициозны. А мне куда в большей степени симпатичны те амбиции, которые порождают желание попробовать то, чего еще ни разу не делал. Думаю, именно это стремление двигало и меня к новой творческой профессии. А потом обстоятельства сложились так, что я попал на стажировку к Петру Фоменко. За работой мастера я наблюдал, уже имея солидный актерский багаж. Поэтому в моем сознании профессия режиссера довольно быстро «разложилась по полочкам». Кроме того, стажируясь в Москве, я посмотрел много спектаклей и приобрел богатый опыт. Фоменко тогда репетировал «Войну и мир», впоследствии за эту постановку он получил «Золотую маску». Мне же повезло наблюдать весь процесс: я видел, как мастер ищет, как готовит актеров. И, что было очень важно для приобретения внутренней уверенности, понял: даже мэтр находит решение не всегда с первого раза.

Михаил Краснобаев в роли Юрия Горова в спектакле «Вераб’іная ноч» по В. Короткевичу.

– И все-таки хоть иногда тянет на сцену? С самого начала вы были играющим режиссером.

– Да, в нескольких первых спектаклях я выступил как играющий режиссер. Но этот путь оказался не самым перспективным. На начальном этапе, пока творческая группа читает пьесу за столом, чувствуешь себя очень уверенно: произведение по-режиссерски разобрал, все знаешь и понимаешь. А потом выходишь на сцену и выкладываться нужно по полной. При этом переключаться, смотреть за партнерами. И хорошо выполнять две эти задачи одновременно практически невозможно.

В роли режиссера я проживаю жизни всех персонажей, каждую роль проигрываю внутренне. И этого мне хватает. Иногда показать актеру то, чего я от него хочу, проще, чем долго это объяснять. Возможно, кто-то из моих коллег посчитает такой метод плохим. Мол, надо подводить актера к тому или иному действию. Но некоторые вещи я безошибочно чувствую благодаря именно актерскому опыту и с удовольствием им поделюсь.

– Вам пришлось принять на себя художественное руководство театром. Как это отразилось на творческой работе?

– Художественный руководитель в некоторой степени администратор. Заняв должность, я столкнулся с большой проблемой, которая не чужда любому театру, находящемуся не в столице. Это – пополнение труппы.

Для того, чтобы творческий коллектив нормально функционировал, в его составе должны быть актеры и актрисы разных поколений. Сегодня в нашем театре остро не хватает представителей среднего поколения, особенно мужчин. Именно среднее поколение – костяк труппы, которому подыгрывают молодежь и старшие актеры.

Этот перекос со временем исчезнет, но чтобы его не было, труппу нужно постоянно пополнять, стимулировать людей оставаться в Витебске. Не секрет, что работа в столице может быть и более успешной, и более денежной: актеров приглашают на телевидение, радио, снимают в кино. Из провинции вырваться на киносъемки очень непросто – нужно выпасть из театрального репертуара на несколько дней, и это не всегда возможно. А если отказываешься от работы в фильме раз, второй, больше могут и не пригласить…

Поэтому из столицы выпускники БГАИ уезжать не хотят. Основным источником пополнения труппы становится Витебский колледж искусств.

В роли Борейко в спектакле «Пакахай мяне, салдацік!» (реж. Валерий Маслюк).

– Но в театре имени Якуба Коласа работает и ваша дочь?

– То, что Тамара решила стать актрисой, для меня было неожиданностью. Семь лет она занималась в Детской школе искусств классическим танцем и вдруг сказала: «Я хочу в театр». Выбор меня удивил, но я предложил директору взять ее на год, посмотреть, что может получиться. Ведь на сцену по блату попасть невозможно – свою актерскую состоятельность надо доказывать.

А доказать то, что она действительно может стать актрисой, помог случай. В репертуаре был спектакль «Чорная панна Нясвіжа» по пьесе Алексея Дударева. Накануне одного из показов заболела актриса, и Виталий Барковский, который на тот момент был художественным руководителем, срочно ввел на эту роль мою дочь. Спектакль я смотрел тайно, с четвертого этажа. Тогда и поверил в нее. Как оказалось, не зря.

– Бытует мнение, что актеры – часто непростые люди. Какие качества коллег важны для вас?

– В первую очередь, интеллигентность. Без нее в театре начинаются внутренние разрушения. Талантливый, но хамоватый актер легко может сломать общую творческую атмосферу. Ведь мы зависим друг от друга, и при этом все творческие люди очень ранимы. Театр – это коллективное творчество: чтобы сделать хороший продукт, в тесной связке работает много людей. И им всем должно быть комфортно. Без особого отношения друг к другу глупо надеяться на успех.

– Именно к такому идеальному театру нужно стремиться?

– Как говорил Андрей Тарковский, искусство – это тоска по идеалу. Я согласен с этим: предела совершенству нет, а в творческой работе – тем более.

Меня очень печалит, что современный театральный зритель теряет интерес к классике, люди охотнее идут на комедию. Актерам же нужен разноплановый материал. Но такой зрительский выбор предсказуем: мы живем не в самые простые времена, от искусства хочется позитива.

К 95-летию нашего театра я хочу поставить музыкальную комедию. Это будет спектакль «Целуй меня, Кэт» по либретто Сэмюэла и Беллы Спевак. А еще пьесу «Тиль Уленшпигель» Григория Горина. Это очень хорошая драматургия, которая в то же время нравится зрителю.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото из архива театра имени Якуба Коласа

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости