Наверх

Профессии, изменившиеся за столетие. Учитель

16 июля 2020

Эта профессия уникальная, древняя и основополагающая, востребованная во все времена и во всех странах мира. Как и все на свете, профессия претерпела изменения, особенно за последнее столетие.

В конце XІX века большинство учителей средних школ и гимназий составляли выходцы из семей дворян, чиновников и духовенства. Мужчин было большинство, из них около 40% имели университетское образование, 20% окончили учительские семинарии. В начальных школах около трети учителей вышли из крестьянских семей и средний уровень их образования был ниже. Большинство учителей были молодыми людьми до 30 лет, которые отрабатывали государственные средства, затраченные на их обучение.

Согласно переписи 1897 года, в сфере среднего образования оказались заняты 170 тысяч человек, из них 38% женщин. Произошло это благодаря развитию сети женских учебных заведений. В начале 1900-х годов учительницы составляли уже половину школьных педагогов: они получали образование в женских гимназиях, школах и епархиальных училищах. Однако платили за труд учительнице меньше, чем учителю.

В те времена педагогов обязывали следовать строгим правилам поведения в обществе. Учителям и учительницам запрещалось вступать в брак в течение всего учебного года. Они должны были находиться дома с 8 часов вечера до 6 утра, если только они не оказывались заняты делами, касающимися школы. Им не позволялось долго сидеть в ресторанах и кафе, запрещалось выезжать из города без разрешения администрации школы. Запрещалось курить, красить волосы и носить одежду ярких цветов. Учительнице нельзя было ходить на свидание с мужчиной и полагалось носить под верхним платьем минимум две нижние юбки. Ездить в экипаже или в автомобиле с мужчиной учительнице также не позволялось, если только это был не отец или брат.

 

На территории Беларуси, несмотря на неоднократные ходатайства местных властей, вплоть до 1909 года действовали только 3 учительские семинарии: в Витебской губернии – Полоцкая (1872 г.), в Минской – Несвижская (1875 г.), в Гродненской губернии – Свислочская (1876 г.). С 1909 по 1916 годы в Беларуси было открыто еще 5 учительских гимназий: в Рогачеве (1909 г.), Орше (1911 г.) Борисове (1915 г.), Гомеле (1915 г.) и Бобруйске (1916 г.).

С дной стороны, они давали возможность сельской молодежи получить специальное образование и стать проводниками идей просвещения в народной среде, с другой – обеспечивали массовую школу необходимыми квалифицированными педагогическими кадрами. Ежегодно оттуда выходили около 200 учителей для народных начальных училищ. Учительские семинарии закончили многие известные деятели белорусской культуры: Несвижскую – А.Я. Богданович (отец Максима Богдановича), М.К. Романовский (Кузьма Чорны), К.М. Мицкевич (Якуб Колас) и другие.

Если месячное жалование учителя гимназии в 1913 году составляло 85 рублей (более 3700 белорусских рублей), да еще полагалась казенная квартира, то учитель сельской школы получал около 300 рублей в год, и ему приходилось заводить домашнее хозяйство. В обществе труд сельского учителя считался подвижничеством, служением народу.

Важной вехой в истории развития педагогического образования Беларуси стало открытие учительских институтов. Первый на территории Беларуси учительский институт открылся в ноябре 1910 года в Витебске. Затем в 1913 году открылся учительский институт в Могилеве, в 1914 году – в Минске. В институты принимали учителей начальных школ, имевших среднее педагогическое образование. Белорусская общественность расценила это событие как исключительно важное.

 

После революции 1917 года и гражданской войны жизнь круто изменилась. Вместо царских гимназий и школ в 1918 году в СССР создали Единую трудовую школу. Старшие учителя и руководители трудовых школ выбирались местными советами и попечителями. Положение учителей тогда было незавидным, их стали называть «школьный работник», сокращенно «шкраб». Авторитет учителя сильно упал, как и зарплата. Учителям приходилось заниматься посторонней работой, подрабатывать частными уроками, среди них проводились чистки. Нелояльных советской власти могли уволить или перевести в отдаленные регионы страны.

В Белорусской ССР в 1918-1919 годах Витебский, Могилевский, Минский, Гомельский учительские институты преобразовали в педагогические институты. В 1921 году на базе Минского педагогического института открылся Белорусский государственный университет, где на педагогическом факультете готовили педагогов с высшим образованием. Ежегодно факультет выпускал более 300 дипломированных специалистов.

Тех первых белорусских педагогов с высшим образованием, как правило, направляли на работу не в школы, а в учительские институты и рабфаки – готовить новые кадры.

 Сергей КИРИК

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024
Все новости