Общество и профсоюзы

Профессии, изменившиеся за столетие. Учитель

Эта профессия уникальная, древняя и основополагающая, востребованная во все времена и во всех странах мира. Как и все на свете, профессия претерпела изменения, особенно за последнее столетие.

В конце XІX века большинство учителей средних школ и гимназий составляли выходцы из семей дворян, чиновников и духовенства. Мужчин было большинство, из них около 40% имели университетское образование, 20% окончили учительские семинарии. В начальных школах около трети учителей вышли из крестьянских семей и средний уровень их образования был ниже. Большинство учителей были молодыми людьми до 30 лет, которые отрабатывали государственные средства, затраченные на их обучение.

Согласно переписи 1897 года, в сфере среднего образования оказались заняты 170 тысяч человек, из них 38% женщин. Произошло это благодаря развитию сети женских учебных заведений. В начале 1900-х годов учительницы составляли уже половину школьных педагогов: они получали образование в женских гимназиях, школах и епархиальных училищах. Однако платили за труд учительнице меньше, чем учителю.

В те времена педагогов обязывали следовать строгим правилам поведения в обществе. Учителям и учительницам запрещалось вступать в брак в течение всего учебного года. Они должны были находиться дома с 8 часов вечера до 6 утра, если только они не оказывались заняты делами, касающимися школы. Им не позволялось долго сидеть в ресторанах и кафе, запрещалось выезжать из города без разрешения администрации школы. Запрещалось курить, красить волосы и носить одежду ярких цветов. Учительнице нельзя было ходить на свидание с мужчиной и полагалось носить под верхним платьем минимум две нижние юбки. Ездить в экипаже или в автомобиле с мужчиной учительнице также не позволялось, если только это был не отец или брат.

 

На территории Беларуси, несмотря на неоднократные ходатайства местных властей, вплоть до 1909 года действовали только 3 учительские семинарии: в Витебской губернии – Полоцкая (1872 г.), в Минской – Несвижская (1875 г.), в Гродненской губернии – Свислочская (1876 г.). С 1909 по 1916 годы в Беларуси было открыто еще 5 учительских гимназий: в Рогачеве (1909 г.), Орше (1911 г.) Борисове (1915 г.), Гомеле (1915 г.) и Бобруйске (1916 г.).

С дной стороны, они давали возможность сельской молодежи получить специальное образование и стать проводниками идей просвещения в народной среде, с другой – обеспечивали массовую школу необходимыми квалифицированными педагогическими кадрами. Ежегодно оттуда выходили около 200 учителей для народных начальных училищ. Учительские семинарии закончили многие известные деятели белорусской культуры: Несвижскую – А.Я. Богданович (отец Максима Богдановича), М.К. Романовский (Кузьма Чорны), К.М. Мицкевич (Якуб Колас) и другие.

Если месячное жалование учителя гимназии в 1913 году составляло 85 рублей (более 3700 белорусских рублей), да еще полагалась казенная квартира, то учитель сельской школы получал около 300 рублей в год, и ему приходилось заводить домашнее хозяйство. В обществе труд сельского учителя считался подвижничеством, служением народу.

Важной вехой в истории развития педагогического образования Беларуси стало открытие учительских институтов. Первый на территории Беларуси учительский институт открылся в ноябре 1910 года в Витебске. Затем в 1913 году открылся учительский институт в Могилеве, в 1914 году – в Минске. В институты принимали учителей начальных школ, имевших среднее педагогическое образование. Белорусская общественность расценила это событие как исключительно важное.

 

После революции 1917 года и гражданской войны жизнь круто изменилась. Вместо царских гимназий и школ в 1918 году в СССР создали Единую трудовую школу. Старшие учителя и руководители трудовых школ выбирались местными советами и попечителями. Положение учителей тогда было незавидным, их стали называть «школьный работник», сокращенно «шкраб». Авторитет учителя сильно упал, как и зарплата. Учителям приходилось заниматься посторонней работой, подрабатывать частными уроками, среди них проводились чистки. Нелояльных советской власти могли уволить или перевести в отдаленные регионы страны.

В Белорусской ССР в 1918-1919 годах Витебский, Могилевский, Минский, Гомельский учительские институты преобразовали в педагогические институты. В 1921 году на базе Минского педагогического института открылся Белорусский государственный университет, где на педагогическом факультете готовили педагогов с высшим образованием. Ежегодно факультет выпускал более 300 дипломированных специалистов.

Тех первых белорусских педагогов с высшим образованием, как правило, направляли на работу не в школы, а в учительские институты и рабфаки – готовить новые кадры.

 Сергей КИРИК