Профессия будущего: специалистов по обслуживанию электромобилей обучат в Могилеве
В могилевском Белорусско-Российском университете с нового учебного года приступят к подготовке специалистов по обслуживанию электромобилей. Студентов будут обучать правильной эксплуатации и ремонту транспортных средств, модернизации уже существующих моделей и созданию новых.
– Сегодня основной тренд в мире – электромобили и электродвигатели для них, – утверждает заведующий кафедрой «Электропривод и автоматизация промышленных установок» БРУ Геннадий Леневский. – За этими механизмами – будущее. Могу предположить, что буквально через 20 лет количество бензиновых автомобилей сократится до минимума – все начнут ездить на электромобилях, для обслуживания которых потребуются квалифицированные специалисты. Это как с мобильными телефонами: два десятка лет назад мы даже представить не могли, что у каждого появится это устройство.
Стимулирующие шаги в инновационном направлении предпринимает и белорусское правительство: в июле подписан указ, который способствует расширению использования электромобилей в стране, а также созданию и развитию сети зарядных станций для них. В частности, документ предусматривает освобождение от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск такого транспортного средства к участию в дорожном движении – так называемого дорожного налога. Отдельные льготы в виде освобождения от НДС будут предоставляться и импортерам зарядных станций.
За последние 5 лет в Беларуси появилось около 200 электромобилей, несколько десятков из них – в Могилевской области. Эти цифры значительно ниже, чем в Европе, где только электрических заправок сейчас насчитывается почти 10 тысяч.
Однако нашу страну ожидает такая же перспектива – это прогресс и неизбежность, уверен Геннадий Леневский. По его словам, в скором времени в Беларуси будут действовать такие же стандарты и требования, как, к примеру, в Великобритании. Сегодня на туманном Альбионе все новые домостроения должны быть оборудованы заправочными станциями для электромобилей, без которых проектно-сметная документация не проходит экспертизы, а здания не принимаются в эксплуатацию.
После изучения последних мировых тенденций руководство университета решило обучать специалистов по обслуживанию электромобилей на своей базе, причем выделить это направление в отдельную специальность, а не вводить дополнительные часы в уже существующие программы обучения.
– В принципе, инженеры-электрики, обучавшиеся по специальности «автоматизированные электроприводы», могут заниматься проектированием, модернизацией и эксплуатацией электромобилей различных марок. Однако, если учесть тот факт, что электромобиль – это инженерная мысль, материализованная в металле, и каждый производитель такого транспортного средства старается выпустить свое уникальное изделие, то речь идет уже об отдельной специализации, которая требует подготовки специалиста с определенным специфическим набором знаний и умений, – подчеркнул заведующий кафедрой.
Для обучения по предложенной специальности в вузе создана отдельная учебная лаборатория, приобретен автомобиль с электрическим двигателем японской марки Nissan Leaf и зарядным устройством, закуплены два диагностических комплекса фирмы Bosch – ведущего производителя электрооборудования и электронных систем в мире.
К слову, все это пригодится не только для обучения студентов, но и тех, кто захочет овладеть навыками обслуживания нового вида транспортных средств, – в перспективе на кафедре откроют платные курсы для всех желающих.
Чтобы поступить на новую специальность, необходимо сдать профильные для технических учебных заведений экзамены – по физике и математике. Набор будет осуществляться как на белорусский, так и на российский бюджет. Срок обучения стандартный – 5 лет. С трудоустройством у выпускников проблем не возникнет: университет гарантирует предоставление каждому первого рабочего места.
Ежегодно кафедра «Электропривод и автоматизация промышленных установок» выпускает порядка 100 инженеров-электриков. За последние 10 лет из стен Белорусско-Российского университета вышло более 5 тысяч таких специалистов. Это одно из самых востребованных направлений профессиональной подготовки со стабильно высоким конкурсом при поступлении. А с появлением новой специальности популярность кафедры среди абитуриентов возрастет еще больше.
Виктория БОНДАРЧИК