Наверх

«Профессия влюбленных в воду людей». Капитан теплохода «Могилев» рассказал о своем призвании

07 июля 2024

Парадную форму капитан теплохода «Могилев» Алексей Смирнов надевает исключительно по торжественным поводам. Первое воскресенье июля – день тех, кто связал жизнь с флотом, – как раз тот случай

В тандеме с помощником Дмитрием Романовым капитан выполняет стратегически важную для экономики страны задачу – развивает туризм. Проще говоря, речники дарят людям радость и яркие эмоции.

Несмотря на то, что выхода к морю у республики нет, флотилии судов постоянно пересекают ее от края до края по рекам и каналам. Отрасль небольшая, но уникальная: белорусские водники сами проектируют, строят и эксплуатируют суда.

– Виновников профессионального праздника в стране всего около трех тысяч, но, несмотря на небольшую численность, многие из нас достаточно универсальны, – признается капитан-механик Алексей Смирнов. – Сам вожу теплоход, сам, если надо, что-то чиню. Нас многому учили в командной школе при Гомельском колледже речного флота.

Когда-то отец Смирнова – Геннадий Николаевич возглавлял речной порт в Могилеве. До этого водил пассажирские и грузовые суда на Урале, позже в Беларуси. Бывалый «речной волк» и с уходом на заслуженный отдых не отошел от дел: рабочие моменты с сыном обсуждает регулярно, делится опытом, дает ценные советы.

– Видимо, на флоте бывших не бывает, – улыбается Смирнов-младший. – И пусть сейчас могилевский порт закрыт и коллектив сотрудников заметно поредел, однако истинные речники – всё еще в строю. Наша профессия для избранных – по-настоящему влюбленных в воду людей.

Речной маршрут

Днепр в Могилеве, пожалуй, главная достопримечательность. Через реку в городе проходят несколько мостов. Интересен самый старый – Днепровский, соединяющий центр с Заднепровьем. Кстати, после реконструкции в 2016 году на мосту установили бронзовых львов, которые стали визитной карточкой областного центра.

– Вид на Могилев с нашего одноименного теплохода – завораживающее зрелище, – уверяет капитан. – Пассажиры не раз признавались, что с реки замечаешь те ракурсы, которые на суше не рассмотреть. Прибрежными красотами восторгаются и зарубежные гости. Мы часто работаем на экскурсионных маршрутах для россиян, немцев, китайцев. Однажды катали по Днепру российскую звезду Стаса Михайлова – певцу понравился речной круиз, оставил в Книге предложений хорошее пожелание нам на память.

По выходным в жаркую погоду путешествие по реке особенно популярно у горожан: на пристани вблизи гостиницы «Турист» собираются семьями. Кстати, для пенсионеров действуют приятные скидки, детям до 7 лет – бесплатно. Для остальных часовая прогулка обойдется в 15 рублей.

Теплоход, рассчитанный на 87 мест, отчаливает от места напротив мемориала «Воинам-интернационалистам» и следует до Фатинского залива, затем возвращается в устье реки Дубровенка, а оттуда обратно к причалу. По пути он проезжает мимо главного городского пляжа, а чуть далее с его палубы открывается шикарный вид на площадь Славы и Могилевскую ратушу.

Надежный берег

– Этим летом «Могилеву» исполнилось 12 лет, – рассказывает Алексей Смирнов. – Впервые на воду его спустили на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе. В отличие от предыдущих судов этой прогулочной серии, наш теплоход к месту приписки отправился своим ходом по воде – сначала по Припяти до Киевского водохранилища, а затем вверх по течению Днепра уже до Могилева. За неделю прошел более тысячи километров и дважды пересек границу Беларуси с Украиной. Лично принимал участие в его перегонке.

Первым владельцем судна был Могилевский горводоканал, теперь – «Могилевзеленстрой». Сначала экипаж теплохода состоял из четырех человек, теперь их с напарником двое.

Дмитрия Романова мало чем можно удивить, в свое время он повидал мир: подолгу ходил на морских судах, работая на рыболовецком флоте.

– Богатый опыт пригодился на Днепре, – говорит помощник капитана. – Теперь точно знаю, что и всей жизни не хватит, чтобы открыть для себя реку. Это живой организм со своим характером. Сегодня уровень воды один, завтра – другой. Сейчас размыло этот берег, с противоположной стороны стало глубже, чуть позже может все поменяться с точностью до наоборот. В зависимости от климата и ветров за сезон Днепр бывает абсолютно разным.

За штурвалом подобные нюансы может заметить только профессионал. Да и другое могилевское судно – «Путевой-4» – в помощь безопасному катанию пассажиров.

– Когда-то сам входил в экипаж путейцев, обслуживал реку, устанавливал береговые и плавучие знаки судоходной обстановки, поэтому не понаслышке знаю об этой ответственной работе, – говорит Алексей Геннадьевич. – В компетенции этой команды – плавучая и береговая судоходная обстановка, измерение глубины, нахождение подводных препятствий. Спросите у коллег – и они вам также подтвердят: вода, как и небо, ошибок не прощает. Ее не надо пытаться подчинить, всё равно ничего не выйдет. Воду надо понимать и дружить с ней. Даже если выбился из сил и сознаешь, что вряд ли доплывешь, – не барахтайся, не сопротивляйся. Плыви спокойно по течению – и река сама донесет тебя до надежного берега.

Виктория БОНДАРЧИК

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 июля 2024 23 июля 2024 22 июля 2024
Все новости