test gtag

«Проверяйте меня на расстоянии!»: как работают столичные контролеры

Наши корреспонденты понаблюдали за работой контролеров в столице во время пандемии.

«Почему не в отпуске?»

С контролерами Марией Анейчик и Светланой Царковской мы встречаемся в начале их смены (в 14.00) и сразу заходим в автобус, следующий по маршруту Дражня – станция метро «Академия наук». Героини нашего материала – в полной «боевой готовности»: в масках и  перчатках – от коронавируса и с видеорегистратором – для защиты от конфликтных безбилетников.

– За 8-часовую смену мы проверяем около 600 человек, поэтому без средств индивидуальной защиты никак. Маски меняем каждые два часа; выходя из транспорта, обрабатываем руки дезраствором, – рассказывает Мария.

– Пассажиров сейчас, конечно, меньше, чем было до пандемии, – подхватывает Светлана. – Однако из тех, кто продолжает ездить в автобусах и троллейбусах, маску носят процентов 30, перчатки – не более 5. Люди, правда, стараются держаться друг от друга подальше, не трогать поручни. И недовольно посматривают на тех, кто начинает покашливать.

По мнению Марии, все слегка напуганы и злятся, что не могут повлиять на ситуацию.

– А мы, контролеры, – говорит она. – еще и дополнительный раздражитель для пассажиров.

Несмотря на это, наши собеседницы сохраняют профессионализм – общаются вежливо, проявляют терпение. И на провокации не поддаются.

– Часто слышим вопрос: «Почему вас не отправляют в отпуск?” – продолжает рассказывать Светлана. – Многие даже не дают в руки талончик для проверки – мол, смотрите на расстоянии.

– Безбилетники стараются «отомстить», требуют: «Отойдите на метр от меня – коронавирус же! Обработайте терминал, обработайте ручку» (которая используется для того, чтобы расписаться в протоколе. – Прим. авт.), – дополняет Мария.

«Платить не буду – еду из больницы»

«Зайцев», в принципе, поубавилось. А вот их оправдания остались прежними: «я только вошел», «что-то задумался», «меня уже проверяли», «забыл кошелек». Некоторые безбилетники стараются поднять какую-нибудь злободневную тему и заговорить зубы.

– Теперь еще стали давить на жалость: «еду в больницу» или «еду из поликлиники», – замечает Светлана.

После словесных объяснений начинается самое интересное – поведение «зайцев» непредсказуемо. Кто-то ведет себя достойно – извиняется и оплачивает штраф, кто-то пробует убежать. Есть и те, кто пытается развязать драку.

– Хватают за руки, бейджик и видеорегистратор, могут толкнуть, – рассказывает Мария.

Удачной у контролеров считается та смена, когда не пришлось вызывать милицию. И случается такое раза два в неделю.

«В отпуск уеду на дачу»

На очередной остановке мы выходим и выполняем традиционные действия из разряда «достать антисептик – обработать руки». Кстати, за смену контролеры могут проверить более 45 автобусов, троллейбусов и трамваев. И меры по профилактике COVID-19 – не только требование руководства, но и личная инициатива самих работников «Минсктранса».

– Но я бы не сказала, что мне страшно, – признается Мария. – Как и раньше, хожу в магазин, по другим делам.

– А я стала больше времени проводить дома, даже в выходные дни, – говорит ее коллега. – Сын постоянно звонит мне и интересуется здоровьем: «Может, отпуск возьмешь?»

Но даты отпусков героини нашего материала сместили – пришлось скорректировать летние планы из-за закрытых границ.

Мария останется в Минске, будет кататься на велосипеде, гулять в парке, а Светлана хочет самоизолироваться на даче.

Обработка – трижды в сутки

В столице в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией еще в феврале были приняты дополнительные меры для обеспечения безопасности пассажиров и сотрудников упомянутой организации.

– По ночам в наземном транспорте организован процесс основной уборки: в салонах автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов протираются сиденья, поручни, двери, окна, валидаторы, – рассказал начальник отдела охраны труда ГП «Минсктранс» Владимир Буткевич. – Проводится также дезинфекция – дезраствор распыляют с помощью генератора холодного тумана (этот метод позволяет веществу быстро проникать в труднодоступные места). Также транспорт проходит дополнительную обработку на диспетчерских станциях – во время обеда и пересменки.

Отдельно стоит подчеркнуть, что люди, выполняющие данную работу, трудятся в защитных костюмах, респираторах и очках. Униформа одноразовая и уничтожается после каждой смены.

Юлия КУЛИК

Фото Александра ПОБАТА