Рабочее давление: как бороться с мобстерами?
Психологический террор на рабочем месте называют моббингом, и многие считают, что единственный выход в такой ситуации – увольнение.
Многие люди сталкиваются со злыми шутками и даже открытым издевательством коллег, другие терпят постоянные нападки начальства. Психологический террор на рабочем месте называют моббингом, и многие считают, что единственный выход в такой ситуации – увольнение. Так ли это?
Боссинг: давление сверху
Для Беларуси моббинг является актуальной проблемой и связан, в первую очередь, с распространением авторитарного стиля управления. При таком стиле рядовые сотрудники насильственно лишаются инициативы и впадают в зависимую позицию, а кто-то — в позицию жертвы. Авторитарный начальник формирует целую враждебную культуру к любым отклонениям, инакомыслию. Данная форма моббинга называется вертикальной, или боссингом. В обратной ситуации, когда начальство не авторитарно, оно просто допускает психологическую травлю. Но стоит агрессии проявиться хоть однажды, и она будет постоянно расти как снежный ком.
По распространенному мнению жертвами моббинга становятся в основном молодые сотрудники, которым старшие коллеги стараются делегировать лишние обязанности. С этим столкнулась 22-летняя Дарья, которая пришла на работу в организацию на последних курсах университета. Начальство и старшие коллеги безоговорочно выбирали ее кандидатуру для незапланированного дежурства в праздничный день или рабочей встречи в выходные. А в кабинете молоденькую сотрудницу всегда «гоняли» за бумагой для принтера и кофе.
«Действительно, молодые специалисты еще не наработали авторитет и обладают более низкими профессиональными качествами. Поэтому с высокой долей вероятности станут объектом нападок, т. к. более опытные коллеги могут быстро самоутвердиться за их счет, — пояснил ведущий консультант по управлению консультационной компании «Ключевые решения» Сергей Мустафаев. — Однако большее значение играет не возраст сотрудника, а срок его работы в конкретном коллективе. Даже человек среднего возраста, придя в молодую команду, может стать «изгоем».
Если в организации грамотно подходят к подбору персонала, то в коллектив попадают схожие между собой люди, и там моббингу места нет. Это не значит, что все сотрудники должны быть одинаковыми. Специалисты с другим типом мышления тоже нужны компаниям, но для них нужно организовать специальный режим вхождения и взаимодействия с другими. Хорошо сплоченная команда может проявлять только завуалированный моббинг по отношению к конкурентам, но в условиях рынка это считается нормальным.
Увольнение: быть или не быть?
В определенный момент руководитель встает перед выбором: «пожертвовать» тем, кого травят, либо тем, кто это делает. Причем агрессором обычно оказывается не один человек, а целая группа единомышленников. Поэтому зачастую разбираются именно с тем одним, кто терпит нападки.
«В моей практике был пример, когда в компанию пришел новый заместитель директора. Он явно отличался от остальных, но очень подходил компании в данный момент. Его подчиненные были представителями «старой школы» и не собирались мириться с грядущими переменами, — рассказал Серей Мустафаев. — Поэтому всячески старались дискредитировать нового руководителя в глазах коллектива, оставляя без некоторых важных рычагов управления. По итогу такая «подрывная деятельность» привела к тому, что с новичком пришлось расстаться».
Действительно, обратные ситуации моббинга, когда давление идет снизу вверх, встречаются нередко. С приходом нового руководителя, особенно молодого, рядовые сотрудники начинают ощущать угрозу и стараются его выжить, прибегая к подковерным играм или работе в обход. И никакая субординация в подобных случаях не является препятствием: всегда есть возможности, чтобы выйти из роли подчиненного.
Самый простой способ справиться с травлей в коллективе — увольнение. И даже формальный контракт не является здесь сдерживающим фактором. Но в ситуации, когда человек не хочет просто так терять работу, есть и другой вариант — борьба с мобстерами.
«Главное – не демонстрировать признаков уязвимости. Ведь именно на такую реакцию и рассчитывают мобстеры. Если хватает сил и энергии, можно попытаться дать открытый отпор. Но нужно понимать, что силы явно неравны, — отметил ведущий консультант. — Можно попытаться дискредитировать соперника: «доносить» на него, представлять его в невыгодном свете в глазах остальных. Или же «перевести стрелки» на кого-нибудь из агрессоров. Конечно, я считаю, что это неправильный способ, но для кого-то он может стать выходом».
Проиграть все роли
Психологи выделяют несколько мотивов моббинга. Это может быть и банальная зависть, и желание самоутвердиться, и даже желание развлечься. Проявляется такая травля обычно в виде насмешек, подколок, легкого сарказма, сплетен и слухов. Но помимо вербальной агрессии есть еще косвенная, когда, к примеру, агрессоры начинают копаться в ящиках жертвы. Наталью в коллективе невзлюбили за то, что она старалась проявить себя в работе. Поэтому коллеги, улучив момент, частенько залазили в ее компьютер и читали личную переписку в соцсетях. В определенный момент все это может обернуться конкретным конфликтом.
С психологической точки зрения нет определенной категории людей, которая подвержена моббингу. Нередко травят интересных и перспективных сотрудников, а также людей, обладающих излишней мягкостью, добротой и неумением постоять за себя.
«Для жертвы давление на работе чревато нарушением когнитивной функции. Снижается концентрация внимания, самооценка, пропадает интерес к жизни, может дойти до депрессивных проявлений и суицида, — пояснила психолог Городского клинического психологического диспансера Минска Анастасия Хныкова. — Хотя, в сравнении с травлей в детских коллективах, такой исход встречается не часто. Зато взрослые, привыкшие переживать все в одиночку, уходят от проблем с помощью алкоголя, что в итоге приводит к зависимости. К слову, для агрессора моббинг тоже не проходит бесследно: на травлю тратится много психической энергии, что приводит к дистрессу и апатии».
Если человек ощущает, что он не в силах справиться с проблемой самостоятельно, а негативные последствия уже начали проявляться, то лучше обратиться к специалисту. Психолог поможет человеку снять эмоциональное напряжение, проработать негативные эмоции, адаптироваться и выработать правильную линию поведения. При этом лучше проигрывать роли жертвы и агрессора, моделировать ситуацию давления. Эффективна работа в группе.
«И самое важное — не бояться говорить, — добавила Анастасия Хныкова. — Я нередко сталкивалась со случаями, когда человек приходил с проблемой моббинга, а в процессе общения выяснялось, что у него вовсе нарушены коммуникативные навыки. То есть он просто не умеет строить отношения с другими. Зачастую причина этого кроется в детском возрасте».
Начальство в свою очередь должно выстроить стратегию поведения: по мере возможности одинаково положительно относиться ко всем, не выделять любимчиков, позволять сотрудникам двигаться по карьерной лестнице. Вместе с тем нужно пресекать всяческие слухи, колкости в адрес конкретного человека, чтобы не давать поводов для конфликтов. По желанию можно также приглашать в коллектив специалистов для проведения лекций и психологических тренингов.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ