Рабочее движение: что происходит с трудовой миграцией в Беларуси?
Наиболее массовый и динамичный поток мигрантов в мире связан с поиском работы. И Беларусь в этом плане не исключение: с 2009 года численность трудовых мигрантов в республике растет, причем кадры активнее приезжают, чем выезжают.
От рабочих до руководителей
По официальным данным Министерства внутренних дел, по контракту в страну в 2015 году прибыли трудиться 31 768 человек, тогда как в 2009-м — только 4 835. Для сравнения, белорусов, которые отправились на работу в другие страны, было 6 328 (4 178 соответственно). Среди трудящихся-иммигрантов преобладают граждане Украины, Китая, Узбекистана, Турции и Литвы.
«Если говорить о миграционных потоках в целом, то в последние 25 лет именно со странами СНГ у нашей республики сложилось положительное сальдо миграции, — рассказала заведующая сектором социально-демографической политики Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва. — В последние 10 лет лидировала в этом плане Россия — свыше 70% миграционного оборота. Однако в 2014-2015 годах ситуация поменялась и в связи с началом военных конфликтов на первое место вышла Украина».
В целом же география внешней трудовой миграции в Беларуси шире: к нам едут представители из 80 стран, в том числе таких экзотических как Сент-Китс и Невис, Кот-Д Ивуар, Сьерра-Леоне. В основном иностранцы устраиваются по рабочим специальностям, остальные — в качестве квалифицированных работников и специалистов, работников сельского хозяйства, сферы обслуживания и торговли. Есть среди иммигрантов и те, кто занимает руководящие должности: в 2015 году таких было 1 146 человек.
Смерть в эмиграции
Стоит отметить, что иностранные рабочие приезжают в Беларусь в большинстве случаев официально, а значит вправе рассчитывать на частичную компенсацию расходов и на первоначальное обустройство, а также медицинское обслуживание. То есть условия их жизни не сильно отличаются от постоянного населения. Нелегальные же мигранты здесь особо не задерживаются, ведь чаще всего они рассматривают нашу страну как «перевалочную базу» на пути в Европу. Совсем иная ситуация складывается, например, в России. Там на учет в миграционной службе не становится около половины въехавших иностранных граждан. Соответственно они не претендуют на получение гарантированного прожиточного минимума зарплаты, различных преимуществ, медицинского обеспечения. В результате складываются нечеловеческие условия работы и жизни нелегалов: неотапливаемые бытовки, отсутствие банальных удобств, пунктов горячего питания, что, в свою очередь, приводит к антисанитарии, повышению заболеваемости и смертности.
«Когда мы сравнили структуру смертности постоянного населения и мигрантов, в частности, в Москве, выяснилось, что среди последних резко снижена значимость цивилизованных причин — сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, — отметила главный научный сотрудник отделения статистики здоровья ФБЦУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Виктория Семенова. — Для этого контингента на первые позиции выходят неточно-обозначенные состояния, когда причина смерти вовсе неизвестна, а также травмы и отравления. Нередко встречаются нарушения органов дыхания, например, туберкулез, органов пищеварения, инфекционные заболевания. Учитывая огромную миграционную компоненту, риски преждевременной смерти этой категории граждан выше. И во многом ситуацию определяют условия, в которых приходится жить и работать».
Внимание — на Запад
Если говорить о белорусских трудовых мигрантах, то они по-прежнему выезжают на заработки в Россию и тоже на рабочие специальности. Правда, раньше именно эту страну-соседку выбирало не менее 80% эмигрантов, сегодня же их доля составляет примерно 60%. Во многом повлияла экономическая ситуация, сложившаяся в России после 2014 года, — белорусов не устраивают предлагаемые зарплаты. Зато вырос интерес к работе в Евросоюзе, в Польше и Литве в частности, и в США.
Как и прежде, главным фактором, который подталкивает людей покидать страну, остается низкий уровень дохода.
«Более высокая заработная плата за рубежом обусловила и тот факт, что многие белорусы выбирают работу в сельском хозяйстве, строительстве, выполняют низкоквалифицированные работы, — пояснила Анастасия Григорьевна. — Вместе с тем, риску мигрировать подвержены специалисты в сфере информационных технологий, врачи, ученые. Правда, в последние годы устойчивая географическая структура трудовой миграции стерлась. К примеру, раньше медики и научные работники выбирали Европу, строители — Россию, а программисты — США. Теперь же такого четкого разделения нет».
Никто замуж не берет…
Однако около 94% миграционного оборота Беларуси приходится все же на внутренние перемещения. Более половины таких мигрантов не покидают пределы своей области, переезжая из сельской местности в городскую. Причем в таких перемещениях, в отличие от международных, участвует больше женщин. Поэтому в деревнях сегодня наблюдается перевес одиноких мужчин в возрасте 40-55 лет. Как результат — нехватка невест, рост алкоголизма и другие социальные проблемы. В городах же, наоборот, из-за дефицита мужчин становится больше неполных семей.
Миграция приводит к старению?
Проблема женской трудовой миграции актуальна и в международном плане. По данным ООН, примерно половину мигрантов, ищущих работу, составляют представительницы слабого пола. Конечно, в Беларуси женская миграция — явление не такое массовое, как скажем, на Украине или в странах Средней Азии. Однако именно она главным образом влияет на социально-демографическую структуру общества. Ведь среди женщин, которые трудоустраиваются в других странах, большинство находится в репродуктивном возрасте: от 20 до 39 лет. С выездом за границу женщина откладывает замужество и рождение ребенка. А в некоторых случаях выходит замуж за иностранца и заводит детей уже за границей.
«В целом же нельзя сказать, что внешняя трудовая миграция оказывает существенное влияние на изменение численности населения, — добавила Анастасия Боброва. — Тем не менее, в последние годы перевес числа приехавших в Беларусь работников над числом выехавших позволил компенсировать естественную убыль и обеспечил общий прирост. Негативный эффект ощущается на возрастной структуре: в основном выезжают молодые специалисты, а приезжают работники постарше».
Еще одна проблема трудовой миграции — территориальная неравномерность размещения ресурсов и их низкая мобильность. Как правило, основной целью для приезжих работников становится Минск и крупные города по областям. В результате, в одних регионах наблюдается трудоизбыточность, а в других — дефицит кадров.
И о хорошем
Вместе с тем специалисты выделяют и положительные стороны трудовой миграции: ослабление социальной напряженности на рынке труда и повышение конкуренции. В условиях сокращения рабочих мест и роста безработицы некоторые белорусы находят выход именно в трудоустройстве за границей.
Спорным остается вопрос с перечислениями белорусских мигрантов из-за рубежа. По статистике Нацбанка, они составляют 1% от ВВП республики. Некоторые исследователи увеличивают эту цифру до 1,7% ВВП. С одной стороны, момент положительный. С другой — сумму не назовешь большой, и она не может служить источником финансирования инвестиций в производство.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Еженедельник «Беларускі час»