Общество и профсоюзы

Россия испытывает острый дефицит пилотов гражданской авиации. А как в Беларуси?

Как у них?

Минтранс России и Росавиация бьют тревогу: за последние 2,5 года более 300 командиров воздушных судов уехали на работу в азиатские страны, преимущественно в Китай, сообщает российская профсоюзная газета «Солидарность». Еще 400 человек находятся в процессе трудоустройства.

По мнению экспертов, основная причина – в высокой зарплате, которую предлагают российским летчикам иностранные наниматели. К примеру, в Китае квалифицированные пилоты зарабатывают от 17 000 до 25 000 долларов в месяц.

Представители профсоюза уверены, что изменить ситуацию к лучшему может только увеличение выплат отечественным пилотам. Примечательно, что «Аэрофлот» отреагировал на проблему, заявив о внедрении стимулирующих единоразовых выплат для впервые трудоустраивающихся пилотов. Так, командиру воздушного судна полагается прибавка в размере около 11 300 долларов, второй пилот может рассчитывать на доплату на сумму 6000 долларов. Однако есть одно важное условие: сотрудник, получивший эти деньги, обязан отработать в компании не менее двух лет. В случае досрочного расторжения трудового договора ему придется возместить средства пропорционально неотработанному времени. Заметим, что в российском топ-10 высокооплачиваемых должностей, который недавно составило Министерство труда и социальной защиты РФ, командир воздушного судна занял второе место с зарплатой 320 тысяч российских рублей (почти 5 560 долларов по курсу Центробанка на 26 сентября соответственно).

Вторая причина массового оттока российских пилотов за рубеж в том, что азиатский рынок очень большой и потребность в лётных кадрах там есть всегда. Так, недавно компания «Боинг» проанализировала мировые потребности в самолетах и лётном персонале на ближайшие годы и пришла к выводу, что сегодня Китай нуждается в сотне тысяч пилотов. Помимо китайского, стремительными темпами развиваются рынки ОАЭ, Вьетнама, Малайзии и Кореи.

Вместе с тем член президиума профсоюза лётного состава России, председатель профкома авиакомпании «Россия» Игорь Морозов отметил, что китайские авиаперевозчики подкупают российских пилотов не только хорошей зарплатой, но и более комфортными условиями работы: удобным графиком (месяц работы – месяц отдыха) и 80-дневным отпуском.

Для ликвидации кадрового дефицита в России предлагают увеличить квоту найма иностранных пилотов. По мнению представителей профсоюза, это решение неоправданно, поскольку по квотам в страну могут приехать только неопытные летчики для налета часов. Уровень безопасности авиаперевозок при этом снизится.

В профсоюзе лётного состава считают, что при правильной государственной поддержке и профориентации молодежи на технические специальности можно в короткие сроки выучить своих собственных пилотов.

При этом наряду с дефицитом кадров существует и противоположная проблема: молодые пилоты, выпускники российских лётных учебных заведений не могут трудоустроиться из-за нехватки опыта работы.

Как у нас?

По словам пилота-инструктора отдела тренировок ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Дениса Гершончика, в настоящее время «Белавиа» не испытывает острого дефицита в лётных кадрах, несмотря на то, что в нашей стране не обучают специалистов по программе подготовки линейных пилотов гражданской авиации. Белорусские пилоты проходят обучение в российских государственных лётных учебных заведениях на основании партнерского соглашения на уровне правительств двух стран.

Сегодня в штате национального авиаперевозчика насчитывается более 200 пилотов, средний возраст которых – немного старше 45 лет. «Недавно мы провели День открытых дверей для пилотов, благодаря чему штат «Белавиа» пополнился 30 новыми сотрудниками, – рассказывает собеседник. – Хотелось бы отметить, что на работу принимались не только опытные специалисты, прошедшие переобучение на воздушных судах, эксплуатируемых «Белавиа» (Boeing, CRJ, Embraer), но и молодые, имеющие профильное образование».

К слову, в последние годы авиакомпания активно берет на работу вчерашних курсантов лётных училищ. Руководство «Белавиа» уверено: в будущем это благоприятно скажется на омолаживании среднего возраста пилотов авиакомпании.

Согласно белорусскому законодательству, лётный состав авиакомпании «Белавиа» должен иметь диплом образца Беларуси (специальность «Эксплуатация воздушного транспорта», лётный факультет Военной академии. Прим. авт.), Российской Федерации или СССР с квалификацией инженера-пилота. На данный момент среди пилотов авиакомпании есть граждане других стран, в основном это жители России, Казахстана и Украины. «В нашей компании в первую очередь оценивается профессиональный уровень специалиста, а уже во вторую – гражданство, – подчеркнул Денис Гершончик. – Поэтому мы всегда рады видеть в рядах лётного состава квалифицированные, подготовленные кадры».

Конечно, бывает, что белорусские пилоты меняют место жительства и работодателя, но, по словам собеседника, назвать эти случаи массовыми нельзя. Как правило, переезд связан с семейными обстоятельствами летчика.

– Что мотивирует наших пилотов работать в Беларуси? Во-первых, для большинства из них Беларусь является Родиной, а авиакомпания «Белавиа» – родной. Согласитесь, каждому из нас хочется жить и работать там, где мы родились и выросли, где живут наши близкие и родные. Во-вторых, хотелось бы отметить, что немаловажную роль также играет достойная, конкурирующая с соседними государствами заработная плата пилотов авиакомпании «Белавиа», – подчеркнул Денис Гершончик.

Анастасия ШИРАЛИЕВА