Секта до синдрома «плавания» доведет: чем чревато пребывание в роли адепта?
По словам специалистов, от попадания в секту не застрахован никто.
Сообщения о серьезных инцидентах, связанных с сектами, в Беларуси если и появляются, то редко. В отличие, скажем, от России, США. Вместе с тем секты у нас в стране есть. А значит, есть и их последователи. Портал 1prof.by узнал, кто чаще становится адептом и как помочь человеку выйти из этой ситуации.
Убежать от проблем в… секту
Людей, которые с большой вероятностью могут попасть в секту, отличают некоторые общие черты. Во-первых, у них отсутствуют или сильно снижены способности к критическому мышлению, осмыслению любых ситуаций, особенно тех, где необходимо выбрать тот или иной вариант. При этом уровень образования, научные звания и степени не важны. Даже знания об опасности сект бесполезны, если человек не умеет критически воспринимать получаемую информацию.
«Во-вторых, часто попадают в секту те, кто не способен самостоятельно принимать решения и не умеет нести ответственность за свои поступки. Это люди, которые стремятся быть, «как все», и убежать от своих проблем, — рассказал председатель Синодального центра сектоведения Белорусской православной церкви, доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук Владимир Мартинович. — В данном случае секты перенимают на себя «тяжкий труд» решать все важные вопросы. В-третьих — это люди, которые чисто формально или вовсе не принадлежат к традиционной религии».
Наличие даже одной из этих характеристик значительно повышает риск быть втянутым в секту.
На улице не завербуют
Различаются лишь способы входа, которых существует несколько. Человек делает это либо сам, осознанно, либо под влиянием самой религиозной организации, других источников. То есть процесс может быть активным или пассивным, и каждый из них подразделяется еще на несколько типов.
«Например, при интеллектуальном человек самостоятельно ищет и конструирует свою религиозную идентичность, читая книги или глядя телевизор, — отметил Владимир Мартинович. — При экспериментальном он временно принимает на себя роль адепта секты или экспериментирует с ее ритуалами, правилами поведения. И постепенно решает, остаться или уйти».
Среди пассивных можно выделить аффективный тип: это попадание в секту под воздействием ярких впечатлений, новых ощущений, эмоциональной привязанности к членам религиозной группы. А вот принудительный тип — результат целенаправленного мощного психологического воздействия, социального влияния и давления со стороны секты. Иными словами «промывки мозгов».
«Взаимосвязь между характером религиозной организации и тем, как человек в нее попадает, отсутствует. Тем не менее исследования показывают, что секты обращают новых членов через уже существующие социальные связи адептов с окружающим миром, — заключил сектовед. — То есть вероятность стать последователем выше после того, как это сделал кто-то из родственников или друзей, чем после встречи с миссионером на улице. Поэтому вопреки сложившемуся стереотипу лишь малая часть всех сект и культов вербуют случайных прохожих».
Как распознать?
Психологи отмечают: от попадания в секту никто не застрахован. Но, как правило, происходит это не случайно. Отчасти люди получают там то, чего им не хватает в обычной жизни, — внимание, понимание. Немаловажным фактором становится и сложившаяся тяжелая жизненная ситуация.
«Человек, который вступает в секту, становится замкнутым, избегает контактов. Если раньше он был не особо общительным, то теперь уходит в себя еще больше, — пояснила психолог Городского клинического психиатрического диспансера Минска Анастасия Хныкова. — Однако начинать критиковать, учить жизни (мол, ты не должен этого делать) нет смысла: может развиться бурная реакция агрессии. И в итоге человек закроется еще больше».
Вместе с тем заинтересованные сектой люди активно рассказывают о новых идеях и ценностях. Круг общения в таких случаях быстро меняется: прежних друзей заменяют последователи той же секты. Некогда близкие оказываются «виноваты» в том, что не принимают новых идей. Человек часто пропадает без объяснения причин, в частности, на собраниях.
Практически каждая секта использует в своей деятельности методики, которые влияют на сознание и подсознание. Руководители зачастую ищут слабые места у последователей и умело на них воздействуют.
«Безусловно, это не может пройти бесследно и проявляется в физической, психической и духовной сферах личности. Разрушительное влияние сект на психику подтверждается результатами обследования бывших сектантов, — рассказала психолог. — Выяснилось, что 52% страдают синдромом «плавания» (промежуточное состояние между бодрствованием и сном), для 40% характерны ночные кошмары. Амнезия отмечается у 21% бывших членов сект, галлюцинации и мании присущи 14%».
По словам Анастасии Хныковой, полный контроль и подчинение членов секты приводит к тому, что они начинают совершать несвойственные им поступки, меняется поведение и интересы личности. Иначе как объяснить то, что ранее любящий сын отрекается от родителей, успешный студент бросает учебу, а жизнелюбивый человек заканчивает жизнь самоубийством.
Очередная зависимость
Возникает вопрос: что делать родственникам, когда их близкий попал в секту? Однозначно ответить нельзя, всё зависит от стадии развития событий. Если человек только входит в общение, увлекается, нужно постараться переключить его внимание, сфокусировать на других интересах. Но сделать это спокойно, без нападок. Важно выстроить доверительные отношения в семье, чтобы человеку было хорошо и уютно. И, несмотря на закрытость таких людей, все же найти к ним подход.
«Совсем другое дело, если человек полностью вошел в секту. Его психика запрограммирована, и без помощи специалистов (психологов, психиатров) тут уже не обойтись, — отметила Анастасия Хныкова. — Но это крайне сложный процесс, поэтому лучше постараться не доводить ситуацию до такого».
Нужно понимать, что сектантство — зависимость, подобная наркомании. Поэтому даже после проведенной работы человек может снова пополнить ряды адептов. Кстати, бывали случаи, когда люди, пытаясь избавиться от одной зависимости (к примеру, алкоголизма), уходили в так называемую «веру».
В тех редких случаях, когда людей все же удавалось вернуть, помимо выраженных изменений психики, у них наблюдались ухудшения физического здоровья. Также большинству из экс-адептов свойственны вспышки ярости и озлобленности, нарушение эмоциональной и волевой сферы. У некоторых людей одними лишь расстройствами не ограничивалось: нервная система расшатывалась до такой степени, что о спасении психики и речи идти не могло…
Ирина ЯНУШКЕВИЧ