Общество и профсоюзы

Семейная политика в Беларуси: ранее принятые меры вызывают привыкание

Сегодня в Беларуси наблюдается ухудшение демографической ситуации. «Рождаемость снижается за счет того, что сокращается количество женщин фертильного возраста. И тенденция такая, согласно демографическому прогнозу, сохранится до 2040 года. Поэтому сейчас стоит задача обеспечить более интенсивное рождение — двух, трех и более детей на семью», — отметила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Играет роль и экономическая ситуация. Так, в 2015–2016 годах уровень доходов населения был ниже 100%. Но сейчас по этому показателю страна вышла на положительную динамику, что, вероятно, скажется и на повышении рождаемости.

Многовекторная поддержка

В демографической политике наиболее сложным и неоднозначным является вопрос регулирования рождаемости. В нашей стране сегодня создана прочная многовекторная система поддержки семей с детьми.

«Каждая мера решает определенные задачи, поскольку оказывает влияние на различные аспекты жизнедеятельности семьи. Как результат, по данным 2015 года, в рейтинге стран, благоприятных для материнства и рождения детей, наша страна занимает 25-е место из 179. А в СНГ — лидирует», — рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак.

Беларусь одна из немногих стран, которая сохранила отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с выплатой пособия за весь этот период. Согласно законодательству, он может предоставляться работающему отцу или другим родственникам, если мать выходит на работу или учебу, а также является индивидуальным предпринимателем, адвокатом, нотариусом и т. д. Предусмотрено введение отцовского отпуска, чтобы в первые недели после рождения ребенка мужчина мог быть рядом с семьей.

В республике сегодня назначается 11 видов пособий, в том числе по материнству, семейные, по временной нетрудоспособности, по уходу за детьми. Размеры выплат при рождении ребенка сейчас составляют 1 000 и 1 400 долларов в эквиваленте — на первого и второго и последующих детей соответственно. К слову, эти показатели выше, чем в других странах ЕАЭС. Всего за 2017 год затраты на пособия достигли 1,9 млрд рублей, или 25% ВВП. Системой государственной денежной помощи в Беларуси охвачено свыше 543 тыс. детей, или почти каждый третий ребенок. С 1 января 2015 года по примеру других государств в республике введена новая мера — семейный капитал.

На решение вопроса жилищных условий семей с детьми направлен ряд указов Президента. Они предусматривают предоставление финансовой поддержки государства, погашение задолженности многодетным семьям по льготным, а с июля 2017 года и по коммерческим кредитам, выданным на строительство или реконструкцию жилья.

Предусмотрены гарантии семьям, воспитывающим троих и более детей, в области трудового законодательства. Наиболее существенным является право на один дополнительный свободный от работы день в неделю, оплачиваемый в размере среднего дневного заработка. Также Трудовой кодекс предусматривает развитие гибких форм занятости, в том числе дистанционной работы, для возможности гармонично совмещать профессиональные и семейные обязанности.

Политика с научным обоснованием

Вместе с тем есть необходимость модернизировать политику с учетом существующих демографических факторов. Следует учитывать, что принятые ранее меры вызывают эффект привыкания и уже не оказывают значительное стимулирующее воздействие на репродуктивные установки.

В 2017 году в Беларуси проводилось исследование «Формирование семьи, стабильность семейных отношений и рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях жизни белорусов». Как отметила Ирина Костевич, его результаты должны помочь принять научно обоснованные политику и программы в области народонаселения, дать оценку результатам. К примеру, проследить, как наличие оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, системы дошкольных учреждений или гибкого графика работы отражается на демографическом поведении населения.

В рамках исследования респонденты делились своими планами на рождение детей, возвращение на работу после декретного отпуска. По словам научного координатора программы «Поколение и гендер» Анны Готье, вернувшись к этим вопросам 3 года спустя, можно увидеть, реализовались ли эти намерения. Если же нет, то необходимо разобраться почему.

«Уже сейчас мы видим, что количество детей, скольких бы женщины хотели иметь и скольких имеют по факту, не совпадает. Так, женщины старше 40 лет говорят о 2 и более детях, но фактические данные составляют 1,65 ребенка. Если мы поймем, почему так происходит, то сможем решить проблемы в области демографии», — отметила региональный директор ЮНФПА в Восточной Европе и Центральной Азии Аланна Армитаж.

Такие разные подходы

Эксперты из Венского университета демографических исследований сравнили семейную политику трех стран — России, Южной Кореи и Швеции. В первой из них государство составило специальную политику, направленную на повышение рождаемости, сконцентрированную на предоставлении финансовой поддержки (выплаты по рождению ребенка, семейного капитала). Политика была очень дорогой, но ее эффект сказался только на общем повышении рождаемости.

«Финансовая политика может иметь воздействие именно в момент ее принятия. Но при условии комплексного подхода, — пояснила научный сотрудник университета Анна Матысяк. — Эта политика помогла тем семьям, которые нуждались в финансовой поддержке. Но не учла интересы тех, кто хотел бы более активно принять участие на рынке труда. Меньше внимания уделялось социальным службам».

Южная Корея много инвестировала в уход за ребенком. В свое время деторождение там дошло до коэффициента 1,2 и поддерживалось так на протяжении последних 10 лет. Правительство беспокоило, что объем затрат вырос, рождаемость – нет. Дело в том, что в стране не было предоставлено стимулов для родителей использовать частный уход за ребенком. Вторая причина — серьезная культура труда. В Южной Корее 23% работников трудятся более 60 часов в неделю, а женщины редко уходят в декретный отпуск или имеют частичную занятость.

Швеция начала разрабатывать свою семейную политику еще в 1960-х годах. Ее реализация была связана не со снижением уровня деторождения, а с повышением участия женщин на рынке труда. Поэтому необходимо было расширять услуги в уходе за ребенком.

«Декретный отпуск в Швеции длится не более 1 года, но очень хорошо оплачивается (в зависимости от уровня предыдущей зарплаты). Причем его можно брать частично или совмещать с работой», — рассказала Анна Матысяк.

Но, по мнению эксперта, просто взять и импортировать чью-то модель семейной политики нельзя. Она должна быть многосторонней и внедряться после понимания конкретных страновых проблем и потребностей молодого поколения.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ