Общество и профсоюзы

Схалтурил – исправляй: как на тракторном заводе растят настоящих профессионалов

Если они смогут показать вчерашнему студенту, что его здесь ждали, то молодой специалист включится в рабочий процесс полностью. То, что схема наставничества эффективна, подтверждает многолетний опыт Минского тракторного завода.

Учителей оценили по ученикам

Наставничество для МТЗ – не столько проявление социальной ответственности, сколько производственная необходимость. С заводских конвейеров ежегодно сходит порядка 33 тыс. единиц техники. И чтобы процесс не давал сбоев, огромный производственный конгломерат (сегодня здесь занято почти 17 тыс. (!) человек) должен работать как высокоточные часы. То есть времени на раскачку у новобранцев нет. Поэтому за каждым из них, не позднее чем через месяц после оформления трудовой книжки, закрепляется более опытный коллега. «Наставничество устанавливается над выпускниками вузов, учреждений профессионально-технического образования; над работниками, впервые принятыми в ОАО «МТЗ», а также над сотрудниками, назначенными или переведенными на другую работу: новые обязанности требуют расширения профессиональных знаний», – пояснил председатель профкома ОАО «МТЗ» Александр Карцев во время встречи заводчан с членами Молодежного совета Минского городского объединения профсоюзов. При этом функция наставника – не общественная нагрузка. Лучших работников наделяют таким статусом официально. В течение определенного времени (как правило, до полугода) наставник обязан следовать за учеником по шагам, объясняя и теорию, и практику.

На предприятии действует даже специальное положение о конкурсе «Лучший наставник». Его суть – в самом названии, но что необычно: победителей определяют не столько по личным заслугам, сколько по успехам учеников. Претендовать на звание «Лучшего наставника» может тот работник, у которого подопечные, например, не допускают брака, имеют исключительно хорошие оценки по качеству труда, повышают квалификацию, соблюдают трудовую дисциплину. Учитывая все эти тонкости, в каждом структурном подразделении ежеквартально выбирают своих лидеров-«гуру»: за победу их поощряют материально в течение следующих трех месяцев. В прошлом году в таком конкурсе принял участие 171 наставник, а лучшим был признан 81 из них. В первом квартале 2018-го престижное звание и премии получили уже 14 человек.

«Переживали за девочку всем бюро»

Впрочем, для опытных кадров поощрение – не ключевой стимул. На МТЗ просто принято вести молодежь. «Самое главное – показать новичку, что ему здесь рады», – считает председатель профкома одного из подразделений Ирина Дидюля. Как бы тривиально ни прозвучало, но в ее случае завод – это действительно второй дом. Ирина Геннадьевна трудится здесь всю жизнь. Вместе супругом и сыном. А коллег считает по-настоящему близкими людьми: ее советы и наставления помогли десяткам молодых специалистов. «Мой опыт четко показывает, что патриотами предприятия становятся те, кого заинтересовали с первого рабочего дня, – подчеркивает она. – Объяснить технологии важно, но недостаточно. Ведь работа – не то место, где нужно отсидеть смену, здесь необходимо стремиться во всем. Тогда и жизнь заиграет красками».

В теории, в принципе, все понятно. Но все же как передача опыта идет на практике? Могут ли новички «дергать» своего учителя каждую минуту или есть временной регламент? «Никакого регламента нет, и да, если человеку что-то непонятно, будем работать с ним целый день», – рассказывает инженер-технолог Светлана Крукович. В шутку она называет себя «дважды мастером спорта по обучению»: вела молодых специалистов, которые впоследствии показали очень неплохие результаты. «Приходят юные девочки, им производство подготовить надо, ну как мы их, неопытных, бросим? – констатирует Светлана. – Объясняем каждый шаг. Помню, как одна из подопечных новое оборудование внедряла, так мы рядом с ней всем бюро дневали и ночевали».

«Схалтурил – исправляй после работы»

Еще один заводчанин – Владимир Мурашкевич уверен: если бы не прошел школу наставничества, то вряд ли стал бы «белым воротничком». Сегодня он занимает ведущую должность инженера-технолога управления главного технолога. А впервые попал на сборочный конвейер МТЗ более 10 лет назад – в качестве практиканта и учащегося колледжа. «В тот момент меня научили одной очень важной вещи: работая руками, уметь анализировать и предвосхищать те или иные процессы, ошибки, – говорит собеседник. – Этот навык мне очень пригодился, когда я решил поступать в вуз и сменил труд на интеллектуальный… Еще польза наставничества в том, что я досконально знаю производство. Нас в свое время продуктивно учили работать над ошибками: схалтурил – исправляй, пока не получится, только в свободное от работы время».

…На прошлой неделе Минский тракторный отмечал свое 72-летие. Во время большого праздника в числе героев производства чествовали и лучших молодых специалистов, которые для своего профессионального роста выбрали заводскую проходную и уже показали те или иные успехи. Имен претендентов и победителей в тот день прозвучало немало. Это значит, что сделать карьеру с нуля на МТЗ несложно – были бы желание, азарт и поддержка опытного инструктора.

Елена ОРЛОВА

Фото Виталия ГИЛЯ