Швейный коворкинг: открытое пространство для всех, кто любит шить
Еще пару дней назад я считала, что мой швейный опыт так и останется на стадии укрощения лезущих ниток ножницами и попыток не дать дыркам стать больше, чем они есть. Всего одно посещение открытой швейной мастерской привело к тому, что сейчас я выбираю ткань для рубашки и планирую сшить галстук-бабочку.
«Страшное» слово «коворкинг»
Официально швейный коворкинг «На всю катушку» открылся всего месяц назад.
Автор проекта Ольга Костузик по первому образованию закройщик женской одежды. Идея коворкинга родилась в конце 2016 года, когда молодая мама была в декрете. Руки просили творческой работы, а ребенок не давал такой возможности – только разложишь материалы, цепкие ручки тут же хватают яркую вещь и тянут в рот.
– И я подумала: как жаль, что в городе нет места, куда можно было бы прийти и некоторое время поработать. Где стоял бы большой раскройный стол и было все необходимое профессиональное оборудование – уже настроенное и готовое к шитью, чтобы после работы тебе не нужно было его складывать и убирать, – смеется девушка. – Так и решила создать коворкинг.
Деньги для осуществления своего проекта Ольга Костузик собрала через краудфандинговую платформу.
Коворкинги офисного типа, где клиенту любой профессии за умеренную плату предоставляют для работы стол, стул, компьютер и бесплатный Wi-Fi, существуют уже с десяток лет. Узкоспециализированных коворкинг-мастерских же в Беларуси пока очень немного. С начала 2017 года начала работать общественная столярная мастерская izDereva.by, где есть различные инструменты для работы и куда любой желающий может прийти сколотить полку, тумбочку или скворечник. В пространстве «На всю катушку» найдется все необходимое для шитья.
Красиво шить не запретишь
…Заглядываю в помещение, спрятанное на 6-м этаже столичного бизнес-центра. Светлая комната радует наличием свободного пространства.
– Шить – это искусство. И чтобы им овладеть, нужно приложить усилия, – настраивает меня на работу мастер-консультант Елена Королева.
Она профессионально шьет уже более 10 лет. Начинала швеей, затем трудилась технологом швейного производства. Когда решила работать на дому, столкнулась со многими неудобствами: то места не хватает, чтобы ткань раскроить, то клиент на окраину города ехать откажется. А в коворкинге есть и столы, и оборудование, и – что важнее – общение с коллегами, которые тебя понимают. Сегодня Елена Королева вместе с другими мастерами ведет курсы и мастер-классы «На всю катушку». И помогает другим клиентам коворкинга, которые, как и я, со времен школьных уроков труда не сидели за машинкой.
– Сейчас свободны 4 универсальные машинки – выбирай любую. Если нужно сшить тяжелую ткань, используй прямострочную машину – только она «пробивает» тяжелые ткани, такие как кожа, джинс, драп, – проводит для меня экскурсию Елена.
Многое из швейного оборудования я вижу впервые. Например, оверлок или парогладильную систему, с помощью которой можно не только разгладить вещь, но и придать только что сшитому изделию форму. Распошивальная машина на фоне миниатюрных универсальных машинок кажется старомодной – это профессиональное оборудование, которое используют на швейных фабриках.
У кого руки не оттуда растут
Изначально проект планировался для профессионалов – швей на дому, которым слишком накладно держать свое ателье или ремонтную мастерскую. Но на стадии сбора средств оказалось, что идея открытой швейной мастерской очень интересна обычным людям, которые брали в руки разве что нитку с иголкой и никогда – шпульку с челноком.
– Очень многие хотят, но боятся начать шить. «У меня руки не оттуда растут» – самая частая отговорка, которую мы слышим, – смеется Ольга Костузик. – Но уже во второй свой приход вчерашние новички не слушают мастера и пробуют сделать что-то более сложное.
Такие швейных наборы раздают участникам на мастер-классах.
Формат коворкинга пока непривычен для белорусов. Однажды Ольге позвонил дедушка, который хотел, чтобы ему подложили брюки. «Мы не ателье, а коворкинг. Мы можем научить, как подкладывать одежду, и предоставить место для работы», – пришлось объяснять звонившему.
Для непрофессионалов по вечерам и выходным в коворкинге проводят индивидуальные занятия, курсы и мастер-классы. На ближайшем занятии, например, новички будут шить пижаму для ребенка, а дальше – вечернее платье-халат, детский спортивный костюм. В планах мастеров коворкинга сделать мастер-класс по куртке-бомберу, экспресс-курс по созданию жакета или пальто.
К Новому году мастерицы из «На всю катушку» проведут благотворительную акцию. Участникам мастер-класса нужно будет сшить две подушки-«подружки»: одну для себя, а другую – для ребенка из интерната.
– Когда хожу по магазинам, то как профессионал не могу не обратить внимание на качество пошива. Сейчас в моде вещи, которые сделать очень просто. И за эти два шва, резинку и бретельку просят немалые деньги, – делится наблюдением Елена Королева. – Конечно, каждый сам решает: купить одежду в магазине, заказать уникальную вещь у мастера или сшить ее самому.
Швейная медитация
Раскройный стол пока занят – на нем что-то творит Аля. В обычной жизни она – инструктор по лечебной физкультуре. Как шутит девушка, ее профессия очень помогает оставаться в одном размере одежды, что немаловажно, когда шьешь для себя сама.
– Я хочу переделать свою старую куртку с меховой подкладкой. Мне не нравится верх – очень старомодный, – и Аля с Еленой пускаются в рассуждения о том, что и как можно перешить.
С легкой завистью наблюдаю за чужой работой. Мне до такого уровня пока далеко.
Со вздохом поворачиваюсь к швейной машинке. Под легкий перестук стежки ложатся на ткань, вытягиваясь в прямую линию, – также и мысли укладываются ровным рядком и все проблемы кажутся решаемыми. Ткань заканчивается, и сеанс медитации приходится прервать вместе с ниткой.
Хочется попробовать что-то посложнее. Перебираю режимы швейной машинки. Если на моей домашней, еще советской, есть только пара вариантов строчек, то здесь разнообразия гораздо больше – от зигзагов до снежинок, цветочков или листиков. Такие строчки хочется пускать красными нитками по нарядной одежде и носить ее только по праздникам!
Всё по плечу
Даже при небольшом опыте галстук-бабочку можно будет сшить за час, а рубашку – за пару посещений мастерской по 2–3 часа. Должно получиться дешевле, чем покупать готовое изделие.
– Если нужно что-то отремонтировать, подшить, люди приходят сюда и делают это сами. Затраты гораздо меньше в сравнении с услугами ателье. Многие так и приходят – на пару часов или полдня, – рассказывает Ольга Костузик. – Хотя в основном мы ориентируемся все-таки на профессиональных швей и дизайнеров одежды. Они пока только присматриваются к нашему коворкингу, но некоторые уже изъявили желание «поселиться» у нас на несколько месяцев, а то и год. Постепенно люди понимают, что вместе – всегда легче.
Покидаю мастерскую с твердой уверенностью, что обязательно сюда вернусь. Если не для того, чтобы заштопать что-то или починить, то хотя бы – интересно провести вечер с друзьями или близкими. Ведь что может соединить прочнее швейной нити?..
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото автора