Наверх

Сильный духом: без кистей рук житель Могилевского района построил дом и покорил горы

06 июня 2018

В этом году герою нашего материала исполняется 67 лет, а судьба вновь решила проверить его на прочность: Михаил хочет получить водительские права, однако при прохождении медкомиссии ему было отказано в получении справки из-за физических дефектов.

– «Безбарьерная» среда оказалась сложнее восхождения на Эльбрус, – признается собеседник. – Четыре года назад я купил «Ниву» и оборудовал ее под себя. Приспособил к рулю «грушу», которую часто используют водители крупных авто, и даже научился водить. Но так как у меня нет прав, машина пылится в гараже…

Покупка продуктов для Михаила каждый раз превращается в турне на «большую землю». В любую, даже самую капризную погоду ему приходится шагать по бездорожью 5 километров до остановки, дожидаться транспорта и 40–50 минут добираться до областного центра. Далее – пешая двухчасовая прогулка по магазинам и обратно тем же маршрутом. Вернувшись, мужчина буквально падает на пороге от усталости…

По состоянию здоровья (при прохождении медкомиссии до экспертизы дело не дошло. – Прим. авт.) Лоборев годен для поездок за рулем, но вот загвоздка – медики в него не верят: вдруг не справится, попадет в аварию или еще хуже – напьется. Обидные прогнозы бьют по самолюбию, но уже не ранят, как раньше. Главное, самому себе Михаил давно все доказал. Он теперь часто идет наперекор общественному мнению и добивается самых невероятных целей.

Пророческий рисунок

– Выпил лишнего, прикорнул на морозе, и был жестоко наказан, – неохотно вспоминает прошлое Лоборев. – Готовился к ампутации, стоя у распахнутого окна… Но, слава Богу, передумал. На смену панике пришла апатия. А тут еще и любимая девушка навестила. Я намеренно расстался с ней – не хотел быть обузой. Жил, как пещерный человек, сторонился людей. Ехал в транспорте и прятал свои культи. Казалось, весь мир за мной наблюдает…

Пролетело несколько месяцев, прежде чем Михаил узнал о Ленинградском научно-исследовательском институте протезирования. Два года жил в разъездах между Ленинградом и Могилевом, перенес семь сложнейших операций по реконструкции ладони и пересадке пальцев со стопы на правую конечность.

– Даже после удачных операций случались срывы, – рассказывает он. – Привыкнуть к мысли, что никогда не будешь прежним, крайне сложно. На уровне генетической памяти остается информация о том, что у тебя пять пальцев. Но постоянно забываешь об этом, хватаешь предметы и все роняешь… Я долго не мог смириться, а когда разработал свою импровизированную «клешню» и наконец-то смог удержать чашку, вилку и даже нарисовать картинку, то от души расхохотался.

Первый рисунок оказался пророческим. Шариковой ручкой на тетрадном листке Михаил тогда набросал контуры гор, моря и дома. О турпоходах, которые так любил, даже думать боялся; своего жилья не было, и ничто не предвещало о его появлении. Посмотрел на художество, и накрыла тоска, будто из сладкой сказки нырнул в привычную сумрачную реальность. Запрятал листок в одну из книг и забыл о нем.

Однако как же удивился наш герой, когда через год, листая ту самую книгу, обнаружил рисунок. На тот момент он уже завязал с пагубной привычкой, занялся оздоровлением по системе Порфирия Иванова и даже заложил фундамент будущего дома.

Не такой, как все

Когда Лоборев объявил матери и четверым братьям о том, что собирается построить в Жабино двухэтажный дом, близкие пришли в недоумение. На резонные вопросы: «Каким образом?» и «Кто же тебе поможет?», Михаил ответил: «Сам построю и приглашу в гости».

Заказав у знакомого протезы по собственным эскизам, принялся за дело. Ежедневно вставал в 4 утра, надевал свои «боксерские перчатки» и строгал, пилил, забивал гвозди до позднего вечера.

За четыре года напротив родительского дома вырос настоящий терем с резной лестницей, камином, уютными комнатами. Воодушевленный победой над собственной слабостью, Лоборев принялся за реконструкцию бани: соорудил парилку и бассейн.

– Ежедневные обливания ледяной водой, хождение босым по снегу окружающие воспринимали как нечто из ряда вон выходящее, – рассказывает собеседник. – Я ощущал себя юродивым, но меня это забавляло. Все больше убеждался, что иду правильной дорогой.

Между небом и землей

Душа между тем рвалась в горы. Вернуться к любимому хобби опять же помогла закаленная в трудностях сила воли.

Во время первого похода по Крымским горам с могилевскими лицеистами Михаил сознательно испытывал себя на прочность: преодолевал сложные подъемы, тащил на плечах 40-килограммовый рюкзак, купался в ледяном озере. Глядя на выносливого дядю, «скачущего» по холмам, ребята стыдились ныть и жалеть себя.

Крым стал лишь разминкой. В 1998 году с опытными единомышленниками Лоборев отправился уже на Кавказ. И в 2006 году, взобравшись на Эльбрус на высоту 5621 метр, вздохнул с облегчением – теперь уж точно для него нет ничего невозможного.

– В путешествиях нахожу вдохновение, черпаю силы, – улыбается бывалый турист. – В горах ведь абсолютно другая энергетика. Находясь между небом и землей, забываешь обо всем; превращаешься в песчинку, наполняешься спокойствием и даже как будто становишься чище.

Но и это еще не все. Михаил организовал центр семейного туризма и 4–5 раз в год водил туристические группы в горы. Кавказ, Крым, Карелия, Карпаты – туристы доверяли своему проводнику, совершенно не обращая внимания на его особенность.

– Теперь я на многое смотрю философски, – говорит Лоборев. – Сейчас кажется, останься я с руками, то и дом не построил бы, и в горы не ходил бы. Вот только дали бы еще возможность доказать, что могу водить автомобиль. Ведь я-то в себя верю!

Виктория БОНДАРЧИК

Фото из архива Михаила ЛОБОРЕВА

 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 апреля 2024 17 апреля 2024 16 апреля 2024
Все новости