Наверх

Синдром самозванца и неспособность к обратной связи: что мешает эффективной работе?

11 апреля 2018

Тренды рынка труда: гибкий график и soft skills

«Основная тенденция нашего времени – дигитализация (перевод всех видов информации в цифровую среду. Прим. авт.). Если раньше можно было условно разделить профессиональную деятельность и личную жизнь, то сейчас мы наблюдаем интеграцию работы и жизни. Быть постоянно на связи и в сети, проверять рабочую почту во время завтрака или перед сном стало нормой», – рассказывает HR-специалист компании EPAM Systems Анна Бондаренко.

Мир глобален, географический признак уходит на второй план, поэтому в последнее время все большую популярность приобретает удаленная работа. Так, опрос, проведенный среди более 40 000 технических специалистов, показал, что при выборе работы для большинства из них (56%) гибкий график или возможность работать удаленно важнее, чем уровень компенсации и содержание рабочих задач. К примеру, в одной из популярных российских компаний, которая предоставляет услуги по онлайн-обучению английскому языку, более 2000 работников трудятся удаленно и лишь 90 – в офисе.

Нейросети прочно входят в нашу жизнь. Сегодня, благодаря использованию искусственного интеллекта, отбор в некоторые компании происходит без единого личного контакта с соискателем. Вместо рекрутера специалиста на конкретную должность подбирает чат-бот.

«На рынке труда постоянно появляются новые специальности. К примеру, сфера IT, в которой я работаю, развивается очень динамично: программные обновления выходят примерно раз в квартал. Вместе с тем я наблюдаю тенденцию: чем быстрее и динамичнее развивается технологичный мир, тем большее значение играют коммуникативные способности работника – умение работать в команде, самоорганизация, навыки решения проблем (soft skills)», – рассказывает HR-специалист.

К soft skills можно отнести умение слушать и четко излагать свои мысли, концентрироваться, уходить от шаблонного мышления, генерировать идеи индивидуально и в команде, уверенно выступать публично.

Эти навыки помогают устроиться на работу, влиться в коллектив и быть эффективным. Сегодня от soft skills зависит 85% успеха в профессиональной деятельности, отмечает руководитель компании Ties Михаил Лях. Радует тот факт, что эти умения, подобно мышцам, можно развивать и тренировать с помощью дополнительного обучения.

Для того чтобы проверить коммуникативные способности персонала, многие стартапы предлагают своим сотрудникам выполнить так называемый «бабушка-тест». Его смысл в том, чтобы объяснить некий хорошо знакомый им технологический процесс доступным языком, как, например, для бабушки или маленького ребенка, рассказывает Анна Бондаренко.

«Я работаю с людьми, которые создают программные продукты. Обычно после выполненной задачи команда разработчиков собирается вместе, чтобы обсудить, как улучшить продукт. Я вижу, что некоторым сотрудникам сложно давать и принимать обратную связь. Но ведь каким бы хорошим техническим специалистом ни был человек, если он не умеет правильно «упаковать» свой талант, то, скорее всего, столкнется с трудностями. Чтобы этого не произошло, нужно непременно совершенствовать свои коммуникативные навыки», – отметила Анна Бондаренко.

Слагаемые профессионального ДНК

Многие из нас склонны приписывать свои достижения внешним обстоятельствам («мне просто повезло», «обстоятельства сложились наилучшим образом»). В психологии это явление называется синдромом самозванца. Он появляется из-за недостатка компетенции в определенной области или неуверенности в себе, рассказывает HR-специалист.

Чтобы справиться с синдромом самозванца, первое, что нужно сделать, – признать, что вы такой не один: он присущ многим людям. Во-вторых, выполняя работу, не стремитесь к идеальному результату. К примеру, в некоторых компаниях действует такой критерий работы, как «достаточно хорошо». Лучше довольствоваться такой оценкой, считает Анна Бондаренко.

«Если вы находитесь в поиске работы, стоит переформулировать свое резюме с точки зрения результативности: не перечислять конкретные задачи, которые вам приходилось выполнять, а указать ваши достижения на прежнем месте работы (какой вклад в его развитие вы внесли, что удалось поменять). Таким образом, будет формироваться ваше профессиональное ДНК», – продолжила HR-специалист.

Кроме того, очень важно нарабатывать деловые связи. Бытует мнение, что нужный контакт можно найти через 6 рукопожатий. Посмотрите на свое окружение и оцените, насколько ваши знакомства могут быть ресурсными для поиска работы.

Чтобы поближе познакомиться с профессией, многие компании устраивают так называемые Job Shadow Days (с англ. «следование как тень». – Прим. авт.), когда соискатель (стажер) сопровождает опытного сотрудника в течение стандартного рабочего дня. Воспользуйтесь такой возможностью, чтобы понять, насколько ваши представления о работе отличаются от реальности.

«В конце концов не забывайте о времени для себя. Находите как минимум 10 минут ежедневно, чтобы побыть наедине со своими мыслями и визуализировать картинку того, к чему вы стремитесь. Обычно это помогает прояснить многие моменты. А как воплотить эту картинку в жизнь, вопрос плана и времени», – добавила Анна Бондаренко.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости