Служба «одно окно»: от назначения пособий и постановки на учет до согласования перепланировки
Весной этого года Министерство юстиции расширило перечень административных процедур, проводимых службой. В списке сейчас – 181 услуга. Специалист службы «одного окна» Администрации Московского района Марина Ившина рассказала о наиболее часто встречающихся вопросах граждан.
Решить несколько вопросов в одном месте
Положение о порядке создания и деятельности службы «Одно окно» утверждено Указом Президента Республики Беларусь № 202 в 2018 году. Основная цель службы – обеспечить в одном месте прием заявлений по административным процедурам и выдать по ним справки.
К функциям службы относятся:
- предоставление выписок из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и систем;
- разъяснение обязанностей уполномоченных органов; объяснение сроков направления запросов в другие госорганы;
- бесплатное предоставление предусмотренных законодательством бланков документов;
- прием заявлений и документов; разъяснение порядка и сроков обжалования принятых административных решений и т.д.
– В этом году перечень оказываемых услуг расширили для концентрации максимально возможного количества административных процедур, наиболее востребованных у населения. Таким образом, граждане получают государственные услуги доступно, удобно, с минимальной тратой времени и сил при обращении в местные органы власти, – отметила Марина Ившина.
Очередей почти нет
Ежедневно более сотни граждан обращаются в службу Московского района по самому широкому спектру вопросов. Раньше «одно окно» ассоциировалось с нескончаемыми очередями. Сейчас все изменилось. В столичных службах «одного окна» обеспечены комфортные для граждан условия: безбарьерная среда, справочные терминалы, инфокиоски, где-то даже есть детские комнаты.
Тем не менее, наплывы населения бывают. Чаще всего люди приходят в вечернее время. Но в очередях часами, к счастью, уже давно никто не сидит. На сайтах администраций районов есть образцы необходимых документов, с которыми можно заранее ознакомиться и в дальнейшем сберечь личное время. Также некоторые справки можно заказать онлайн.
За 8 месяцев текущего года в службу «одно окно» Московского района в рамках административных процедур от физических лиц подано 22 245 заявлений, от юридических лиц – 1 591 заявление. В соответствии данными электронной очереди, за этот же период в службу обратилось 30 803 человека, из них более 7 тыс. граждан приходили на консультацию. Онлайн-заявлений в службу Московского района поступило 115.
– Каждый выбирает вариант, который удобен именно ему. Кому-то легче прийти с паспортом и получить нужный документ в течение нескольких минут, другие пользуется высокими технологиями для получения необходимых справок, – поясняет Марина Ившина
Сфера труда и соцзащиты
В ведении службы «одно окно» находятся вопросы назначения различных пособий, государственной адресной социальной помощи, семейного капитала, пособий по уходу за инвалидами, постановка на очередь и выдача направления в детский сад.
– Например, гражданин, у которого родился третий ребенок, обратившись в службу «одно окно», может получить целый комплекс административных услуг: поставить ребенка на очередь в детский сад, получить удостоверение многодетной семьи, стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подать заявление о назначении семейного капитала, – отметила Марина Ившина.
Жилищные правоотношения
В службу «одно окно» можно обращаться, чтобы выполнить следующие процедуры: оформить разрешение об отчуждении объектов недвижимости, земельных участков, поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласовать перепланировки, самовольные постройки. Здесь же включат в состав организации застройщиков, предоставят субсидии на строительство (реконструкцию) или покупку жилья, зарегистрируют договор найма жилого помещения, согласуют установки антенн.
– Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий здесь пользуется, наверное, наибольшим спросом. Буквально сразу после вступления в брак молодые люди приходят к нам. Некоторые даже не успевают поменять документы при смене фамилии. В целом, мы даем минимальную консультацию людям по всем возникающим вопросам. Несмотря на то, что юридически мы ответственны только за прием документов и наша главная задача – проверить правильность заявления, полноту документов в соответствии с определенным перечнем, специалисты нашей службы стараются идти людям навстречу. На практике служба «одно окно» – это и справочная служба в том числе, – рассказали специалисты администрации Московского района столицы.
Сфера архитектуры и строительства
«Одно окно» оформляет разрешения на возведение домов, согласовывает проектную документацию, продляет сроки строительства различных объектов.
– Часто люди обращаются с заявлениями для установки кондиционеров. Несмотря на то, что в районе осталось не так много частного сектора, вопросов с ним возникает немало, и они, пожалуй, самые неоднозначные и проблемные. Например, есть граждане, которые годами не оформляли на себя документы, а сейчас вдруг объявились, потому что дом идет под снос. А чтобы застройщик обеспечил людей другим жильем, собственники должны быть юридически оформлены. Обращаются также с вопросами, связанными с реконструкциями домов. В этих вопросах специалисты службы должны быть хорошо осведомленными. И не редко даже людям с большим опытом работы приходится тщательным образом разбираться во всем тонкостях закона, – рассказала о сложностях работы Марина Ившина.
Единый портал электронных услуг
Граждане или субъекты хозяйствования с недавних пор могут обращаться в госорган для оформления ряда документов через единый портал электронных услуг.
– Дистанционно можно оформить процедуры налоговых, таможенных органов, органов пограничной службы, внутренних дел, связи. В скором времени в электронную форму планируют перевести еще ряд наиболее востребованных процедур. В частности, выдачу справок о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, занимаемом жилом помещении и составе семьи, месте жительства, предоставлении одноразовой субсидии на строительство или приобретение жилья, – пояснила специалист службы «одно окно».
В электронном виде вскоре можно будет оформить заявку на выдачу документа о приглашении иностранцев в Беларусь, справки об уплате подоходного налога с физлиц, возврат излишне уплаченных таможенных платежей, а также ряд процедур в сфере государственной регистрации земельных участков и недвижимости.
– Мы пока находимся на стадии развития данного направления. Мне лично эта идея нравится. Я уже вижу наперед, как это все будет работать на благо обществу, – резюмировала специалист.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Виталия ГИЛЯ