Наверх

Социальный педагог: «Шанс исправить «трудного» ребенка есть всегда»

25 октября 2018

Об этом мы поговорили с победителем конкурсов «Столичный учитель – столичному образованию» и «Минский мастер-2018» в номинации «Социальный педагог», ныне заместителем директора по воспитательной работе школы № 28 Алексеем КОБЫЗЕВЫМ.

– Алексей, в каком возрасте дети больше всего нуждаются во внимании социального педагога?

– Наиболее пристальное внимание мы уделяем нашим первоклашкам. Точнее, смотрим на то, в каких семьях они воспитываются и как живут. Для этого посещаем дома и квартиры наших учащихся, оцениваем санитарно-гигиенические и жилищно-бытовые условия. Такого мониторинга бояться не стоит. Никто не посмотрит на вас с укором, если вы не успели помыть чашку от утреннего кофе или не убрали разбросанные игрушки в комнате, где есть трехлетний малыш. Другое дело, когда на плите стоит заплесневевший суп, а на полу – сантиметровый слой пыли.

Также мы интересуемся, есть ли у детей возможности для нормального отдыха и учебы. В моей практике был случай, который я вспоминаю до сих пор. В школу на отца ученика 9-го класса пришло письмо, в котором сообщалось, что он находился в общественном месте в нетрезвом виде. Когда мы оказались в его квартире, были поражены. Семья – отец, мать, двое сыновей 9-го и 3-го классов – ютилась в комнате два на три метра. Из мебели – двухуровневая кровать, шкаф и… пианино! Оказалось, что на верхнем уровне кровати спит старший сын, на нижнем – мама и третьеклассник, а на полу засыпает папа. Причем, чтобы глава семейства смог улечься, необходимо было открыть дверку шкафа. Понимаю, что новая квартира им не по карману, но продать ненужный музыкальный инструмент и поставить вместо него письменный стол с нормальным освещением вполне было бы можно.

– Во многих детских проблемах нередко виноваты родители. Расскажите, какие ошибки допускают мамы и папы?

– Родители не всегда могут найти «золотую» середину между гипо- и гиперопекой. В первом случае они не уделяют внимания ребенку, пытаются откупиться от него с помощью нового модного гаджета, лишь бы тот не крутился под ногами. В результате ребенок замыкается, чувствует себя ненужным, отстает в развитии. Обратите внимание: сегодня немало детей работают со школьными дефектологами – и это следствие того, что родители не занимались своим чадом. Другая крайность – гиперопека. Слышали, когда мама, говоря о ребенке, употребляет местоимение «мы», а не «он»: «Мы поели, сделали уроки, сходили к врачу». Если такое продолжается и после того, как школьнику стукнуло 11–12 лет, он будет всеми силами стараться отделиться. Так как физически подросток сделать это не может – он не зарабатывает, живет с родителями на одной территории, то будет делать это психологически, нарушая правила и запреты.

– Можно ли исправить такого «трудного» ребенка?

– Зачастую – да. Помню, был в школе слишком эмоциональный парень, который по малейшему поводу закатывал истерику. Мог даже нецензурно выражаться прямо перед сотрудниками правоохранительных органов. Я взялся за него. Начал задействовать в конкурсах, в том числе и гражданско-патриотических. С ним было сложно, да и другие ребята не хотели его признавать. Однако со временем мальчик втянулся и даже стал соответствовать лучшим из конкурсантов. Это помогло ему раскрыться, самоутвердиться. Школу он давно окончил, но до сих пор приходит ко мне в гости, благодарит.

Еще случай. Перешел к нам из другой школы семиклассник. Ему было тяжело адаптироваться в новых условиях, и мальчишка влился в плохую компанию, сформировав о себе не самое лучшее мнение у учителей. Я пригласил его на одно из своих занятий, на котором говорил о коммуникации, вербальных и невербальных сигналах. Целый час он сидел молча, хмурился. А вечером в социальной сети я обнаружил от него сообщение. Он поделился со мной своими тревогами, страхами, сомнениями и… попросил помощи. Всего через пару недель нашей работы мальчик не только подтянулся в учебе – он стал увереннее в себе, нашел друзей и даже занялся самодеятельностью.

– На ваш взгляд, стоит ли вмешиваться родителям в детские конфликты?

– Недопустимо, когда родители начинают выяснять отношения, основываясь исключительно на словах ребенка и делая это по телефону. Я настаиваю на том, чтобы все разговоры проходили только в присутствии медиатора. Им может выступать социальный педагог, классный руководитель или представитель школьной администрации. Вся суть в том, что ребенок родителям может представить выгодную для себя версию события, а вот на таком «круглом столе» далеко не каждый осмелится врать. Поэтому дети говорят правду, родители слушают, делают выводы. Хотя, на мой взгляд, вмешательство взрослых – последняя инстанция. Во многих ситуациях у мальчишек и девчонок должна быть возможность самостоятельно урегулировать конфликт. Только так они будут учиться разговаривать, слышать друг друга, идти на уступки, искать компромиссы, отвечать за свои действия и слова.

– Однако сегодня сложно что-то скрыть от родителей, тем более многие из них создают группы в вайбере. Что думаете по этому поводу?

– Я категорически против такого общения родителей. Когда человек не видит мимики, жестов, эмоций своего собеседника, конфликт может возникнуть на пустом месте – просто из-за неправильно понятого слова. А если в вайбере есть учитель, это сильно расслабляет мам и пап, которые и в 11 вечера могут поинтересоваться успеваемостью своего ребенка или уточнить информацию о предстоящем собрании. Вместо вайбера я бы посоветовал учителям писать записки родителям и вкладывать их в школьные дневники, а родителям – чаще заглядывать в этот документ.

– Социальные педагоги преподают детям жизненно важные уроки. Расскажите, насколько ребенок должен быть юридически подкован?

– Как минимум школьник должен знать, куда обратиться, если он попал в беду. То есть, если его задержала милиция, первым делом может взять телефон и набрать мой номер. Чаще всего проблему можно решить хорошей характеристикой на ребенка и дельным разговором. Но в своей практике я сталкиваюсь с тем, что дети знают права, но забывают об обязанностях. Поэтому во время занятий я стараюсь разобрать наиболее «популярные» статьи Уголовного кодекса, касающиеся распития спиртных напитков, хулиганства, распространения наркотических средств, чтобы подросток знал об ответственности, которую ему придется нести.

Но при этом я хочу подчеркнуть: социальный педагог, конечно, будет работать с детьми – это его прямая обязанность. Но в первую очередь учить жизни детей должны родители – личным примером, своим вниманием и заботой.

Юлия КУЛИК

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости