Старинное искусство белорусской писанки процветает на Гродненщине
Красить на Пасху яйца – древний обычай, причем у каждого народа изначально существовали свои традиции росписи ритуального символа.
Красить на Пасху яйца – древний обычай. Причем у каждого народа изначально существовали свои традиции росписи ритуального символа. Современные белорусы чаще всего делают крашенки в отваре луковой шелухи. Те, кому хочется большей яркости и разнообразия, используют пищевые красители и термонаклейки: в считанные секунды яйца покрываются праздничными сюжетами и орнаментами.
Жители городского поселка Сопоцкин в Гродненском районе только тихо посмеиваются: на эти блага цивилизации они никогда не променяют известные им и бережно хранимые из поколения в поколение секреты росписи пасхальных яиц, дивиться которым приезжают гости не только из разных уголков Беларуси, но и зарубежных стран. Не случайно сопоцкинские писанки вошли в Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей.
Одна из хранительниц старинных традиций – местная жительница Антонина Юрченя.
– Делать писанки меня научила мама – Мария Андреевна Высоцкая, – рассказывает мастерица. – Ей эти умения тоже передались по наследству. Накануне Пасхи соседи и родственники приносили яйца, и мама садилась за работу. Мы с сестрами все время рядом крутились, смотрели, как это делается. А подросли – помогать стали.
Антонина Лукьяновна признается, что в молодости не до росписи было: работа и домашние хлопоты отнимали все свободное время. Сейчас же, когда дети взрослые, можно вспомнить давние секреты и поделиться ими со всеми желающими. Теперь и она принимает заказы от родных и знакомых. Перед светлым праздником ее небольшая уютная квартира превращается в настоящую мастерскую, пропитывается сладким запахом пасеки.
Для того чтобы сделать традиционную сопоцкинскую писанку, кроме яиц требуются пчелиный воск (ни в коем случае не парафин – он попросту стечет) и писак для нанесения восковых узоров. Кстати, специальный инструмент можно сделать самостоятельно, вбив в палочку или в карандаш тонкий гвоздик со шляпкой примерно в 2 мм.
Но самый важный элемент, конечно же, краска. Антонина Юрченя демонстрирует раствор насыщенно черного цвета. Чтобы получить уникальный природный краситель, в течение 2 месяцев она настаивает залитые водой кору ольхи и дуба, ольховые шишки и… ржавые гвозди. Затем краска сливается, кипятится, для стойкости в нее добавляется уксус.
В жестяную баночку мастерица ставит горящую свечу, а сверху – металлическую плошку с воском. Он нагревается, тает, Антонина Лукьяновна ловко макает в него писачок и четко выводит незамысловатые узоры. На пока еще белых яйцах «расцветают» ромашки и одуванчики, листочки и колоски, точки и волны дополняют растительный орнамент.
– Кто-то рисует звезды, кто-то – елки, – не отрываясь от творческого процесса, комментирует мастерица. – Я пишу только то, что умею. Чтобы мазки получились более качественными, нужно ставить точку и вести лепесток не от себя, а к себе. Расписанные яйца почти на сутки нужно оставить в краске. Жидкость должна быть холодной, иначе воск растает. Потом я достаю писанку, обсушиваю и кладу в теплый «цыбульник» (отвар луковой шелухи). Тогда цвет становится еще более насыщенным, а воск сходит. Уже готовое яйцо можно смазать ваткой с постным маслом – для блеска.
Магазинная краска берется быстро, поэтому Антонина Лукьяновна использует ее при проведении мастер-классов. Всем, кто хочет оставить расписное яйцо на память, советует:
– Писанку нужно оставить в одном месте и не трогать. Содержимое яйца вскоре высохнет, и никакого запаха не будет. Чтобы подстраховаться, можно покрыть его бесцветным лаком.
Так как темные воскованки давно стали брендом региона, 23 апреля в Сопоцкинском культурно-туристическом центре откроется Музей писанки. Уже сегодня там собрано более 400 образцов, расписанных в разных техниках – аутентичной и современных, инкрустированных макаронами, бисером, гречкой и «котиками» вербы, деревянных, из ниток и лент. Кроме привычных куриных, утиных и гусиных яиц, экспозицию украсит еще и… страусиное.
– Росписью сейчас занимаются 14 человек, но с каждым годом мы открываем новые имена мастеров, – рассказала заведующая центром Анна Голубцова. – У каждого из них свой почерк и своя уникальная техника.
К слову, рассуждая о том, кому принадлежит традиция особого украшения пасхальных яиц, местные жители полностью исключают разделение по конфессиональному признаку. Сопоцкинские писанки в первую очередь – достояние региона.
Инна ДОБРЫДЕНЬ
Фото автора