Столичное предприятие «Ялина» поздравило своего работника – 80-летнего обувщика
Обувщик с 60-летним стажем Уруил Ашуров говорит на древнем фарси, владеет библиотекой в 4 тысячи томов и считает себя советским коммунистом.
На днях этого удивительного человека поздравляло столичное предприятие СЗАО «Ялина» – Уруилу Ашурову исполнилось 80. Коллектив устроил настоящий бенефис в честь работника склада с музыкальными номерами и множеством гостей.
– Юрий Дмитриевич (именно Юрием его называют коллеги. – Прим. авт.) особенный человек и пример того, как жить осмысленно, – заметил директор предприятия Иван Садовский.
И действительно, Уруил Ашуров особенный. Мы встретились с ним накануне торжества. Статный мужчина в стильном жакете декламировал современных белорусских авторов и размышлял о жизни так, что сказанное хотелось разобрать на цитаты. Не верится, что в далеком 1945-м, когда пришел в школу, ни слова не говорил по-русски (жил в Нальчике, Кабардино-Балкарская Республика. – Прим. авт.) Учил язык по песням, которые исполнял его дядя-фронтовик. Необходимость переросла в хобби: сейчас Юрий Дмитриевич знает 2 тыс. советских композиций.
Начиналась его жизнь, как и у всех детей войны, очень непросто. Мастер до сих пор предпочитает теплую горбушку хлеба любым деликатесам. Не понимает, как сегодня можно жаловаться на лишения.
– Люди просто не знают, как тяжело трудились наши матери и что значит отапливать дом шелухой от семечек, – с добрым укором говорит собеседник.
Отслужив в армии, Юрий устроился в обувную артель, где работал его отец. Но мечтал при этом о профессии педагога-историка. Окончил Кабардино-Балкарский госинститут и… остался в артели. «Ты единственный работник с высшим образованием, секретарь парторганизации, чем не история?» – сказали начальники и не отпустили.
Работы Ашуров не боялся: за 11 лет из помощника мастера «дорос» до главного инженера. Но за должностями не гнался (в конце 1970-х, когда оказался в Минске, отказался от руководящего поста и предпочел «цеховой уровень»). А когда подоспела пенсия, сразу написал заявление о переводе в рабочие, чтобы не мешать молодым.
– Я не искал авторитет, и для меня авторитетов не существует. Есть уважение к человеку, — поясняет Юрий Дмитриевич.
Ашуров даже не побоялся однажды написать письмо в редакцию «Советской Белоруссии» и отстаивать интересы родного предприятия на «ковре» у первого секретаря ЦК КПБ. Говорят, во многом благодаря тому письму «Ялина» смогла выстоять в жесткой конкуренции с кооператорами.
Всю жизнь обувной мастер с упоением собирал книги. Даже в сложные 1990-е. Когда стоял выбор, что купить – четырехтомник Ожегова или 2 кило колбасы, он с согласия супруги выбирал первое.
Юрий Дмитриевич любит русскую классику, пытался выучить и белорусский язык, но как-то не заладилось. Зато великолепно говорит на древнем фарси.
– Брат называет меня мутантом, – смеется собеседник. – Считает, что люди – либо технари, либо гуманитарии, а я – и то, и другое.
Родом Ашуров с Кавказа, но считает себя прежде всего советским коммунистом.
– Ругая прошлое, мы забываем о трех китах того строя: жилье, здравоохранение, образование. На них сейчас держатся многие западные страны. В СССР, конечно, много напортачили, но мы, рядовые коммунисты, работали честно, – говорит юбиляр.
На вопрос, как ему удается оставаться в такой хорошей форме, отвечает с улыбкой: «Беру пример позднего счастья у природы – сейчас, случается, деревья и в октябре цветут».
Елена ОРЛОВА
Фото автора и из архивов предприятия
*На правах рекламы
ПО СЗАО «Ялина»УНП:100665227