Столица чествовала лучших в своих профессиях
Награду получили 27 победителей ежегодного конкурса «Минский мастер». Торжественная церемония состоялась в концертном зале «Верхний город».
Состязания проходили по наиболее нужным стране профессиям, среди которых врачи и педагоги, водители и слесаря, почтальоны и швеи. В этом году участием в трудовых соревнованиях приняли порядка 20 тыс. человек, в финальный этап вышло около тысячи претендентов. Им предстояло ответить на теоретические вопросы и на время выполнить практическое задание.
– Изначально конкурс задумывался для популяризации рабочих профессий, однако со временем стал проводиться и среди представителей сферы образования, здравоохранения, культуры. Сегодня наша задача – показать, что столица – это не только банкиры, юридические службы и айти-сектор, а прежде всего рабочие, которые представляют «Минский мастер», – отметил лидер столичных профсоюзов Александр Щекович.
На торжественной церемонии к победителям обратился председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев, подчеркнув, что в зале собрались лучшие из лучших:
– Историю любого места всегда творят люди, которые любят свой город, а своим ежедневным трудом, добросовестным отношением к делу и творческим подходом делают его красивее и комфортнее для проживания. Жители столицы ценят это.
Поздравила мастеров и председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова, отметив, что чествовать таких работников накануне Дня рождения города – правильная традиция, которой надо придерживаться.
Напомним, конкурс проводится Минским городским объединением профсоюзов совместно с Мингорисполкомом с 2004 года. За это время участие в нем приняли порядка 300 тыс. человек. О его важности говорят факты: в нынешнем году спрос на рабочие профессии составил 62,9% от общего числа вакансий по стране.
Безусловно, все победители достойны того, чтобы рассказать о них, что и мы обязательно будем делать. Но сегодня познакомим вас с двумя из них – парикмахером Светланой Карачун и водителем Александром Богушем.
В работу – с головой
– Когда люди приходят на стрижку, это не всегда говорит о том, что настало время ее скорректировать, нередко это желание внутренних перемен, которые начинаются с внешних изменений, – уверена парикмахер ОАО «Восход» Светлана Карачун.
Перемены в жизни моей собеседницы наступили 8 лет назад. Светлана оставила работу в энергетическом колледже и пошла учиться на парикмахера. Признается, что этой идеей грезила давно: впечатлял пример родной сестры, которая с легкой руки могла сделать прически всей семье. Впрочем, поначалу моя собеседница тоже планировала стричь только родню и подруг. Но когда приступила к практике – сначала в роли помощника парикмахера, а потом и самостоятельно – поняла, что нравится делать красивыми и незнакомых людей.
– Я каждый день слышала слова благодарности, поэтому забывала о сложностях, о том, что весь день на ногах. Единственный мой страх – не угадать замысел клиента. Чтобы этого не произошло, надо разговаривать с ним, – рассказывает победитель конкурса «Минский мастер – 2022». – Недавно была ситуация: женщина села в кресло и сказала: «Я хочу каскад или каре!» А это две принципиально разные стрижки, да еще и со своими вариациями. Поэтому пришлось сначала объяснять нюансы, а потом прикидывать, что больше подойдет под форму и черты лица, а также структуру волос. Мы нашли компромисс, и обе остались довольны.
Со стороны может показаться, что работать с мужчинами легче. Они не красятся и не делают химические завивки. Кроме того, большая часть стрижки выполняется машинкой, что значительно ускоряет процесс. Однако Светлана замечает: чем короче волос, тем сильнее видна погрешность, причем речь идет о миллиметрах. А если учитывать, что современная молодежь в своем большинстве предпочитает выбривать виски, оставляя удлиненный верх с челкой, то без отточенного навыка плавного перехода – никак.
– Сейчас в моде у молодых людей фейд, гранж, андеркат, бокс. Мужчины в возрасте предпочитают канадку – обычную короткую стрижку, а мальчишки обязательно просят сделать рисунок сбоку или на затылке – стрелу, меч, щит. Мой сын накануне первого сентября «заказал» пламя! – делится Светлана. – Что касается женщин, то в последнее время они часто приходят за пикси (укороченные виски и затылок и удлиненные пряди на макушке. – Прим. авт.).
В день Светлана в среднем стрижет 10 мужчин или 5 женщин, но свои волосы доверяет только мужу. Они, кстати, познакомились в парикмахерской.
– История получилась забавной: к нам пришел мужчина подстричься и предъявил жесткие требования к своей прическе. Я долго корпела над ней, но в итоге получилось то, что надо. А через неделю он же вернулся с просьбой побрить его наголо! Я опешила: стрижка не устроила? В армию забирают? Оказалось, что просто уходит в отпуск и хочет, чтобы «голова отдыхала». Я ему тогда заявила: «Да где же она у вас устала? Я не буду вас уродовать». Он оценил такой подход и с того момента стал стричься только у меня.
На конкурсе профессионального мастерства Светлане необходимо выполнить непростое практическое задание: выбрать эпоху (она остановилась на античности) и соорудить прическу в соответствии с ней. Главные требования – не менее пяти элементов (локоны, плетение, начес, украшения) и полтора часа на работу. Моделью для Светланы стала ее дочь Милена. Девочка признается, что благодаря мастерству мамы ее прически в школе всегда самые эффектные. Для матери это не просто похвала, но и стимул держать марку.
По чистому проспекту
Ухоженные чистые улицы Беларуси – своеобразный бренд нашей страны. Однако это заслуга не только добропорядочных граждан, но и армии работников. В их числе – водитель поливомоечной машины Александр Богуш, который уже шесть лет трудится в ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома».
– Мои участки – одни из самых ответственных, так как находятся в центре столицы, например, проспекты Независимости и Победителей, – рассказывает минский мастер. – В летнее время практически всю смену за рулем. В день проезжаю по 150 километров (мой рекорд – 190!). Двигаться по городу разрешено со скоростью не более 40 км/ч, а когда поливаем дороги – не более 20 км/ч. Но спешка в нашем деле ни к чему.
Конечно, машины не просто поливают улицы водой, чтобы освежить их. Это настоящая генеральная уборка. Задача – смыть с проезжей части пыль, песок, скошенную траву. Часть грязи уходит в ливневую канализацию, часть остается у бордюров – ее следом убирает уже другая техника либо люди. Кроме того, эта работа необходима и для сохранения дорожного покрытия: без чистки в него будет въедаться пыль, разъедая изнутри, а в жару без охлажденной воды асфальт просто начнет раскаляться и деформироваться. Поэтому поливомойки выезжают на улицы города и днем, и ночью. Причем легкий дождь не становится поводом отложить работу, ведь он просто мочит дорогу, не убирая при этом скопившийся мусор.
– Машина заправляется 9 кубами воды, которая в зависимости от напора расходуется за 4–6 километров, – рассказывает Александр.
Обывателю может показаться, что труд водителя поливомоечной машины достаточно прост: нажал на кнопку – и запустил поток воды. Это мнение ошибочно. Во-первых, водитель сам настраивает оборудование под определенные задачи, во время движения ему нужно грамотно рассчитать скорость и расстояние до бордюра, чтобы убрать загрязнения, а не разметать их. Во-вторых, никто не перекрывает движение ради уборки дороги, поэтому важно не задеть другие автомобили или пешеходов. Александр отмечает: повредить машины не получится – струя воды бьет на уровне колес, а вот людям может достаться, если те неожиданно выскочат на дорогу. Приходится потом объясняться с ними.
С наступлением холодов график и специфика работы Александра меняются. Когда приходит время, водитель занимается чисткой снега. Шутит, что белорусская зима непредсказуема: за ночь может намести по колено. В такие моменты все бригады работают в усиленном режиме, расчищая в первую очередь главные дороги. Но Александра это не расстраивает: больше работы – выше зарплата.
В конкурсе профессионального мастерства мой собеседник принимал участие уже второй раз. Впервые попробовал свои силы в 2019-м, тогда оказался пятым. Сейчас опыт и мастерство взяли свое: Александр лучше всех справился с теоретической частью, ответив на вопросы о технике и ПДД, а также быстрее и качественнее конкурентов убрал свой участок дороги.
Юлия КУЛИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ