Судьба командира: дойти до Берлина и жить по совести
О непростой судьбе уроженца деревни Долгиново Минской области, кавалера ордена Красной Звезды и ордена Славы III степени, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, рассказал его сын Александр Павлович.
Война…
– Отец о войне не любил говорить, – сразу отмечает мой собеседник. – Я, будучи ребенком и насмотревшись фильмов, всегда ждал от папы каких-то героических историй. Вроде тех, что кто-то закрыл своим телом амбразуру дзота или смело бежал под пули. Но этого не было. Когда он встречался со своим боевым товарищем, они, если и вспоминали войну, всегда говорили об обыденных и отстраненных вещах.
Тем не менее многие моменты из жизни Павла Сидоревича стоят того, чтобы о них знали. Он окончил 7 классов, поступил в финансово-бухгалтерский техникум и всего год проработал на заводе. В 1938 году его призвали в армию, в кавалерийский корпус младшим командиром.
– В самом начале войны во время боевых действий под Житомиром вблизи отца взорвалась мина, – продолжает Александр Павлович. – Множество людей погибло, а на нем ни царапины – только контузило. Отец потерял сознание – в чувство его приводили немцы. Они собрали выживших и отправили их в лагерь. К счастью для папы, в лагере он пробыл совсем недолго. Вспоминал, что из-за сильного голода люди подчистую съели всю траву и корешки на территории. Многие сходили с ума. Поэтому, когда всего через день-два отца погрузили в «телятник», у него остались силы, чтобы найти возможность сбежать. Ночью он пробрался к окошку, дождался, пока поезд на повороте снизит скорость, и выпрыгнул. Последовать за ним никто не пытался – люди были настолько измождены, что инстинкт самосохранения у них уже отсутствовал.
Целый месяц, ориентируясь по солнцу, он шел на восток. Деревни обходил стороной – боялся, а вот на хутора заходил. Некоторые хозяева даже на порог не пускали, но всегда находились те, кто давал еду и кров. Только в Брянской области он примкнул к своим.
– Хорошо, что с собой была красноармейская книжка – немцы ее не забрали, – рассказывает сын участника войны. – Конечно, были вопросы, как выбрался из окружения. Отца проверяли, допрашивали, наводили о нем справки около 30 дней. И только убедившись, что все в порядке, снова отправили на фронт.
Павел Сидоревич в составе Первого белорусского фронта участвовал в операции «Багратион», за что был удостоен ордена Красной Звезды. За бой при освобождении Варшавы ему вручили медаль. Он дошел до Берлина, был ранен на Зееловских высотах, но от отправки в госпиталь отказался. За эти сражения награжден орденом Славы III степени.
…и мир
– Когда война закончилась, отца еще на два года оставили в штабе писарем – почерк у него был каллиграфическим, – говорит Александр Павлович. – Демобилизовали только в 1947-м. Как орденоносцу папе раз в год разрешалось бесплатно проехать по железной дороге через весь Советский Союз. Так вот перед тем, как вернуться домой, он воспользовался этим правом… чтобы побывать во Владивостоке. Месяц потратил на дорогу, но зато увидел всю страну!
По работе Павла Александровича отправили в Кривичский районный финансовый отдел Мядельского района. Если говорить простыми словами, заниматься налогами. Там он познакомился со своей женой Верой, учителем младших классов. Вместе они прожили более 40 лет, воспитали двоих детей, дождались внуков и правнуков.
– Я запомнил отца, как человека честного, принципиального и доброго, – говорит Александр Сидоревич. – Он постоянно кому-то помогал и делал это бескорыстно. Все другим, и ничего себе – это о нем. Когда на работе главный бухгалтер попытался незаконно вычесть деньги у водителей, якобы превысивших лимит на командировки, отец, не раздумывая, написал в газету «Труд». Приехал корреспондент, поднялся переполох. Стали искать того, кто пожаловался на ситуацию, – отец сразу же признался. Дело было решено в пользу работников. Зато когда главбух задумал отомстить и постарался сократить должность моей беременной сестры Раисы (что было незаконно), отец посчитал неприемлемым вмешиваться. Через суд добивалась правды мама.
Павел Александрович не пользовался льготами и для себя. Даже когда выпал случай в райисполкоме получить машину, он честно отстоял в очереди 9 лет. А мог бы стать владельцем автомобиля всего через 2 года.
– Судьба у отца была непростая, – подытожил Александр Павлович. – Но, несмотря на все испытания, он считал себя человеком счастливым. Да он таким и был, потому что жил в ладу со своей совестью.
3 ноября Павлу Сидоревичу исполнилось бы 100 лет. Этого человека уже нет с нами, но память о нем живет в сердцах его детей, внуков и правнуков.
Настя Нижник с портретом прадеда Павла Сидоревича во время акции «Бессмертный полк» в Нью-Йорке (2018 г.).
Юлия КУЛИК
Фото из архива героя материала