«Сверхспособности» телятницы: выжить на мизерную зарплату
Без прогулов и выходных
Татьяна Грибайло позвонила на «горячую линию» газеты «Беларускі Час», попросила разобраться в этом деле и выяснить, когда же ее усилия будут оценены хотя бы по минимуму? Потому как выживать на мизерную зарплату она уже умеет, но развивать свои «сверхспособности» не желает.
– Обидно, что мой труд настолько обесценен, – глотая слезы, говорила Татьяна Михайловна. – В марте я получила всего 126 рублей. Была на больничном неделю, но работала ведь и в выходные.
Наш собственный корреспондент по Могилевской области незамедлительно откликнулась на зов о помощи. Добравшись до главной конторы Белыничского райагропромтехснаба (РАПТС), структурным подразделением которого является молочно-товарная ферма в Прихабах, журналист первым делом попросила табель учета рабочего времени телятницы Грибайло. Выяснялось, что в марте нынешнего года Татьяна Михайловна отработала 146 часов, 7 дней болела; прогулов за ней не числилось, а вот буквы «В» (выходные) в табеле проставлены, хотя в те дни телятница была на ферме и добросовестно выполняла свои обязанности, что и подтвердили ее коллеги. Как отметил главный правовой инспектор труда Могилевской организации профсоюза работников АПК Алексей Рымша, помимо основной выработки Грибайло положены также доплата за сверхурочные и компенсация за работу в выходные дни.
На резонный вопрос, по какой причине ущемляются права телятницы, бухгалтер по начислению зарплаты Раиса Панина пояснила: хозяйство сейчас в упадке, чистая прибыль за первый квартал 2018-го здесь минусовая – денег нет.
Заложница обстоятельств
Оказалось, в начале весны от занимаемой должности был отстранен начальник Белыничского РАПТС, а заведующая фермой в Прихабах ушла на пенсию. Спросить теперь, как говорится, не с кого. Даже если бы и нашелся смельчак, желающий взять на себя ответственность за проблему с начислением зарплат, то и это вряд ли бы помогло – МТФ сработала с большими убытками.
– Я бы и рада уволиться, – заявляет Татьяна Михайловна, – но с домом как быть? Его нам когда-то выдали от колхоза. Уйду – лишимся служебного жилья. Если бы не муж и не мама-пенсионерка, то с дочкой мы пошли бы по миру. А она у меня умница, собирается в столичный вуз поступать. И как за эти гроши ребенка учить?! Ума не приложу…
Однако не все на ферме в Прихабах поддерживают поборницу справедливости. Так, бухгалтер по животноводству Галина Макеева уверяет, что Татьяна позволяет себе вольности: и в смену может не выйти, и на «больничный» практически каждый месяц уходит. По словам бухгалтера, еще осенью прошлого года Грибайло ушла в телятницы с должности завфермой. За ней числится солидная недостача голов. Этим делом сейчас занимается прокуратура. А пока есть только докладные, подтверждающие отсутствие Татьяны на работе без уважительной причины.
– При этом нет ни объяснительных, ни приказов о наличии дисциплинарных взысканий, – комментирует ситуацию главный правовой инспектор труда обкома профсоюза работников АПК Алексей Рымша. – А значит, нет и оснований не производить Грибайло доплату до минимальной заработной платы.
Без всяких учетов
Когда же во время проверки профсоюзный юрист затронул тему нормы выработки и доведенного задания по привесам, обнаружилось очередное нарушение со стороны руководства: среднесуточный привес установлен – 700 г, а вот документация по ведению его учета отсутствует (не фиксируется результат труда по итогам месяца каждого конкретного работника). То есть работа сдельно-премиальная, но по документам сделки нет. Отсюда вопрос: что берется за основу при начислении работникам фермы зарплаты?
– Да, начальство не утруждает себя оформлением соответствующих приказов, но и животноводы позволяют себе расслабиться — не выйти на работу, к примеру, — высказала свое мнение председатель Белыничского районного объединения профсоюзов Светлана Потапчик.
Грибайло с такими выводами категорически не согласна. Говорит, что многое тащит на своих плечах. В частности, в сарай, где она работает, не подведен водопровод, поэтому, чтобы напоить телят, приходится вручную таскать ведра с водой из соседних сараев. А сейчас Татьяна Михайловна приглядывает за 70 (!) «детишками», каждый из которых за раз выпивает по 5 литров воды.
Компетентно
Главный правовой инспектор труда Могилевской организации профсоюза работников АПК Алексей Рымша в ходе изучения ситуации выявил следующие нарушения:
– не производится доплата до минимальной заработной платы в соответствии со ст.59 ТК;
– не производились доплаты за сверхурочные работы (ст.69 ТК);
– режим работы в соответствии с табелем учета рабочего времени предусматривает превышение нормы часов за отчетный период (месяц), рассчитанный в соответствии со ст.ст.112–117 ТК (ст.126 ТК);
– необходимо согласовывать привлечение к работе в выходной день с работником (ст.142 ТК), оформлять такое привлечение приказом (ст.145 ТК) и предусматривать компенсацию за работу в выходной день (ст.146 ТК);
– не соблюдены нормы и сроки выдачи работникам спецобуви, предусмотренные Законом «Об охране труда» и ст.ст.226 и 230 Трудового кодекса (ТК);
– нарушен порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой и производственной дисциплины, отсутствуют приказы о привлечении работников к дисциплинарной ответственности (ст.ст.199–200 ТК).
По выявленным нарушениям в адрес нанимателя направлена рекомендация об их устранении. «Беларускі Час» продолжает следить за развитием ситуации.
Наниматели обязаны выплачивать заработную плату в размере не ниже установленного размера минимальной зарплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (ч. 1 ст. 59 ТК, ст. 1 Закона от 17.07.2002 N 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы».
Виктория БОНДАРЧИК
Фото Виталия ГИЛЯ