Общество и профсоюзы

Свое дело: «Как в сказке, не было. Во всем разбиралась сама»

Спустя 16 лет работы в системе образования минчанка рискнула открыть собственную студию для детей. Более того, наняла половину сотрудников с инвалидностью.

«Меня будто бросили в бассейн»

– В один момент я поняла, что в государственных структурах достигла своего потолка – большего развития и карьерного роста я не получу, – рассказывает Ольга Прилюбко. – Начала думать, как быть дальше. Решение лежало на поверхности. Мой муж занимается съемками и монтажом видеороликов, у меня же большой опыт взаимодействия с детьми. Совместив наши занятия, мы решили открыть киношколу «Юморинка».

Школа работает уже на протяжении 5 лет. Сегодня все процессы налажены: кадры укомплектованы, группы заполнены. Однако Ольга вспоминает, что поначалу пришлось преодолеть немало трудностей.

– Меня как будто бросили в бассейн, а я мало того, что не умею плавать, так еще и без купальника! – смеется моя собеседница. – Никто, как в сказке, не пришел и не сказал: делай так и так. Приходилось разбираться самой.

Особенностью проекта стало то, что Ольга предоставила работу людям с инвалидностью. При этом такие сотрудники выполняют не только обязанности «кабинетного» сотрудника (например, бухгалтера или программиста), но и ведут занятия для ребят.

– Лишь через пару лет я узнала, что занимаюсь социальным предпринимательством, – на это мне открыли глаза в центре Екатерины Ковровой, – отмечает моя героиня. – От нее я узнала о льготах и других законодательных нюансах, на которые могу рассчитывать. Но на этом сложности не закончились. Никто не рассказал, как сложно взаимодействовать с людьми с инвалидностью на уровне «начальник – подчиненный». Многие из них привыкли к тому, что государство им должно. И я тоже, оказывается, должна. Был у меня неприятный инцидент, когда сотрудник несколько раз задержался на работе на полчаса и вместо того, чтобы высказать свое недовольство мне и постараться решить ситуацию на месте, он пошел в администрацию района и написал жалобу.

«Идти в дворники я не собиралась»

По словам Ольги, немало людей с физическими ограничениями уже привыкли жить на пособие и не видят необходимости в самореализации. Кто-то ищет работу, но лишь «потому, что жена сказала, что разведется» или «мама очень просила». Такие, как правило, если и приходят к Прилюбко, то надолго не задерживаются. Остаются лишь те, кому важно быть нужным, приносить пользу обществу. Среди таких сотрудников – Елена.

– Несколько лет назад у меня пропал сон, начала сильно болеть голова, – рассказывает Елена. – В то время я была редактором университетской газеты и в таком состоянии не могла выполнять свои обязанности. Начался долгий путь поиска нужного лечения и лекарств. Когда состояние улучшилось, возникла необходимость выйти на работу. Однако с группой инвалидности сделать это оказалось непросто. Даже в Жодинском исполкоме, куда я пришла за помощью, мне намекнули, что с моим диагнозом трудоустроиться будет проблематично. Идти в дворники с двумя высшими образованиями я не собиралась, поэтому скрывала правду о своем состоянии от нанимателей.

А в 2019 году на резюме Елены наткнулась Ольга – и это была большая удача для обеих. Прилюбко искала человека, который смог бы писать сценарии к видеороликам – а Лена умела это делать.

– Я с удовольствием согласилась. Во-первых, нашла творческую работу, во-вторых, у меня отпала необходимость каждый день ездить в Минск – писать тексты я могу дома, – объясняет журналист.

Доступный успех

В школе бесплатно занимаются и дети с инвалидностью. Педагоги не выделяют таких ребят: предъявляют к ним одинаковые требования и к дисциплине, и к выполнению упражнений. Ольга говорит, что творческие занятия помогают мальчишкам и девчонкам раскрепоститься, приобрести уверенность, уметь подать себя. И если этих навыков порой недостает здоровым детям, то «особенным» – тем более.

– Главная проблема зажатости детей – гаджеты, – уверена Ольга. – Если в младших классах они еще посещают массу кружков, то в старших больше концентрируются на учебе, и необходимость взаимодействовать сводится к минимуму. У нас же преподается актерское мастерство, вокал, сценическое мастерство, хореография. Кроме того, совместно с белорусским телеканалом мы записываем познавательные ролики. Например, дети рассказывают, как правильно ставить ударение и произносить слова по-белорусски. Они учат всю страну и сами учатся.

Ольга рассказывает, что для них уже стандартной стала ситуация, когда ребенок в начале года не может рассказать стихотворение на публике, а уже к лету начинает вести свой канал в интернете. Успехов добиваются и дети с инвалидностью: девочка с сахарным диабетом, воспитанница школы, сейчас покоряет подиум, а в своем блоге удивляет подписчиков мальчик со встроенным в ухо чипом.

– А еще дети учатся помогать другим. Каждый год мы проводим фестиваль «Юморинка», где любой может продемонстрировать свой талант: спеть, станцевать, что-то нарисовать. К этому мероприятию мы всегда собираем подарки для ребят с особенностями. В прошлые годы их получили детские дома и дети с синдромом Дауна. В этом году помощь будет направлена студии «Выше крыши» для детей и взрослых с нарушением слуха, – резюмирует Ольга.

Юлия КУЛИК

Фото из архива семьи ПРИЛЮБКО