«Такого не рисовали более 30 лет»: белорусские художники изобразили работников белорусских предприятий
В прошлом году галерея «Арт Хаос» совместно с Федерацией профсоюзов Беларуси организовала проект «У свеце працы». Художники побывали на белорусских предприятиях и создали картины, прославляющие человека труда и достижения независимой Беларуси. Вчера полотна, весь 2024 год выставлявшиеся в «Арт Хаосе», передали представителям предприятий, вдохновивших мастеров.
Профессор Белорусской академии искусств и член Белорусского союза художников Виктор Барабанцев на предложение галереи откликнулся с энтузиазмом:
– Более 30 лет в искусстве не поднималась тема человека труда. Благодаря свободе творчества стали процветать всякие «измы», а про человека труда совсем забыли. А я родился в деревне и мне эта тема близка.
Каждый из участников проекта выбрал предприятие, показавшееся ему интересным, а председатель первички провел для них экскурсии. Виктор Барабанцев выбрал завод «Атлант». Он долго гулял по производству, создавая наброски, пока они не оформились в единую картину. После этого художника ждали примерно два месяца работы:
– Когда уже сложилась композиция, я пригласил сотрудницу Елену к себе в мастерскую. Попросил прийти в рабочей одежде и начал ее рисовать с натуры, как обычно и делаю. Фотография запечатлевает какой-то момент, а человек ведь постоянно меняется.
Своей задачей мастер видел создание портрета конкретного человека, а не абстрактного работника. И представитель предприятия – председатель профсоюзной первички Юрий Малько – с первого же взгляда узнал на полотне свою коллегу:
– Продукция «Атланта» известна всему постсоветскому пространству. Но на картине изображена не продукция, а люди, которые ее создают. Это самая главная ценность нашего предприятия. И художник это четко подметил. Изобразил одну из лучших работниц нашего завода. Настроение, которое царит на нашем конвейере, передано отлично. Я горжусь нашими работниками, которые вдохновляют художников на шедевры.
Другой участник проекта – Антон Вырво – выбрал поездку на Беловежский мясокомбинат. И привез оттуда одну из самых необычных картин этой выставки. На ней изображена работа разделочного цеха мясокомбината. Звучит жутковато и не очень аппетитно, но мастер разглядел в людях, работающих с сырым мясом, особую фактуру и игру цвета. И, как призналось руководство «Арт Хаос», посетителей выставки «кровавая» картина нисколько не отпугнула. Наоборот, полотно имело успех.
– Тема мяса в искусстве всегда присутствовала. В XVI веке к ней обращались малые голландцы, в XX веке интересовался подобным наш знаменитый земляк Хаим Сутин. Рембрандт писал похожее, равно как и фламандские художники. Мне, как человеку XXI века, было интересно посмотреть на эволюцию этого процесса, – пояснил Антон. – И я на этом не остановился. Сейчас работаю еще над несколькими картинами про мясокомбинат, но уже для себя.
Для Антона это произведение стало еще и интересным экспериментом, ведь по большей части он работает в жанре пейзажа. О пейзаже думала и Юлия Мацуро, когда ехала на экскурсию в Белорусский театр оперы и балета. Там ей сказали, что пейзажей с минским «Большим» и так много. Вместо этого художницу попросили нарисовать портрет прославленной оперной певицы Ларисы Александровской.
– Для меня это был новый опыт. Ларисы Помпеевны давно нет в живых (ей в этом году исполнилось бы 120 лет). Мне приходилось изучать много исторических материалов, притом, что ее фотографий сохранилось мало. Все черно-белые и многие очень плохого качества. Надо было переработать все это в голове и создать образ. Но люди, которые видели ее еще живой, говорили мне, что образ получился очень похожим, – рассказала Юлия.
Отличный подарок получила и Белорусская атомная электростанция. Как сказал представитель предприятия, пока неясно, где картину разместят, но прятать такую жемчужину от зрителей точно не станут:
– Когда я увидел полотно, мне бросилось в глаза интересное сочетание. Островецкий район всегда был сельскохозяйственным. На переднем плане – трактор и поля. Но поскольку теперь это еще и промышленный район, там заметен крупнейший энергетический объект. Поэтому больше половины картины занимает атомная станция. Это поражает. Великолепный пейзаж, – поделился председатель профкома БелАЭС Дмитрий Аксенин.
Выставка проходила в галерее с марта 2024 года. Как рассказала искусствовед «Арт Хаоса» Вероника Шапошникова, она имела большой резонанс и даже им, специалистам, помогла по-новому взглянуть на уже знакомых белорусских художников:
– В основном в проекте участвовали пейзажисты. Мало кто из художников сейчас пишет производство, работников «за станком». Поучаствовать решили те, кто захотел выйти из зоны комфорта и попробовать свои силы в большом формате. Я думаю, у нас будут продолжения и новые эксперименты.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото Дениса МИРОНЮКА