Татьяна Якубович: «Всегда чувствовала ответственность за то, что делаю»
О том, как работа в школе помогает руководить большим профсоюзом, почему не стоит ломать действующую систему образования и как удержать молодых педагогов, поговорили с председателем ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяной Якубович.
– Татьяна Романовна, некоторое время вы работали в школе и колледже. Конечно, это несравнимо: преподавать для нескольких десятков учащихся и руководить большим профсоюзом. Но можете ли провести параллели?
– Чем бы я ни занималась, всегда чувствовала ответственность за то, что делаю. Помню, когда несколько лет преподавала в экономико-юридическом колледже высшую математику, к каждому занятию готовилась основательно, до двух часов ночи решая все примеры. Учащиеся, которые были лишь на пару лет моложе меня, удивлялись, как это я могу объяснять теорию и практику без бумажки! Только спустя много лет раскрыла им секрет.
Я всегда переживала за каждого своего студента. Был среди моих учеников умный парень, который при этом любил схитрить. Чтобы прогулять занятие, он часто приносил мне липовые справки, которые я рвала. Тогда это его наверняка злило, но пару лет назад он позвонил мне, чтобы поблагодарить. И главное – где бы ни работала, всегда помнила слова мамы, обычной заводской труженицы: «Таня, если ты можешь помочь людям, то помоги. Если нет – так сразу и скажи, не давай ложных надежд». По такому принципу и живу.
– Как профсоюзный лидер, какую оценку можете дать действующей системе образования?
– Я считаю, что наша система образования целостная и хорошо выстроенная. Революцию в ней делать, конечно, нельзя, а вот постоянно улучшать и модернизировать стоит. И в этом вопросе с нами солидарен социальный партнер – Министерство образования. Приведу несколько примеров. Централизованное тестирование за многолетнюю практику доказало свою эффективность в первую очередь с точки зрения отсутствия коррупционной составляющей. Вместе с тем мы увидели, что за тестами можем упустить талантливого и перспективного студента. Поэтому с 2023 года переходим на единый экзамен, который объединит школьные и вступительные испытания.
Понимаем – образование должно быть более практико-ориентированным. Чтобы на предприятиях руководители не говорили молодежи: «Забудьте все, чему вас учили в вузе». Для педагогов в этом плане уже сделано многое: созданы специальные классы, чтобы школьники смогли примерить на себя роль учителя, а студенты начинают проходить практику не с 3-го курса, как было ранее, а с 1-го.
Знаем о проблеме нехватки педагогов математики и физики. Эти молодые специалисты представляют большой интерес для IT-компаний, которые предлагают им хорошую зарплату. Мы же, в свою очередь, должны заинтересовать их льготами и преференциями, прописанными в коллективных договорах. Здесь хочу отметить Минщину. В «местных конституциях» области закреплено: если специалист отработал два года по распределению и заключил контракт на 5 лет, он автоматически получает плюс 50% оклада к зарплате и 5 дополнительных дней к отпуску. И это имеет свой эффект.
Еще одна проблема – малочисленные детсады или школы. Ведь если в садике всего 10 человек, ни о должной подготовке, ни о социализации не может идти речи. Однако нельзя просто закрыть учреждение: мы обязательно трудоустроим всех педагогов и распределим детей в ближайший (не более 30 минут подвоза на автобусе) сад.
– Над какими важными нормативными актами идет работа сейчас?
– Совсем недавно мы приняли обновленный Кодекс об образовании, документ, к которому шли с 2014 года. Теперь предстоит огромная работа, чтобы привести отраслевые нормативные акты в соответствие с ним. Только за апрель–май требуется скорректировать более 70 из них.
Но я бы хотела рассказать о документе, который мы с Министерством образования разрабатываем впервые. Он направлен на уменьшение травматизма среди обучающихся. По нашим данным, цифры за последние годы не внушают оптимизма. Если в 2020-м травмы получили 522 ребенка, то в 2022-м – 633. Речь не идет о том, чтобы заставить детей ходить по струнке, а о том, чтобы наладить в этом вопросе взаимодействие с социальными партнерами, простимулировать педагогов говорить о потенциальных опасностях и улучшить материально-техническую базу.
– Кто для вас опора и поддержка?
– В первую очередь – моя семья. Родные никогда не упрекали, что я на работе проводила больше времени, чем с ними, когда рано уезжала в командировки и поздно возвращалась. Муж и дети поддержали меня и когда я баллотировалась в депутаты Палаты представителей, хотя понимали, что новая должность обяжет переехать в другой город. И, конечно, я не смогла бы ничего сделать без поддержки коллег из Центрального комитета, обкомов, первичных профорганизаций. Я знаю, что всегда могу на них рассчитывать.
– Вы уже два года возглавляете отраслевой профсоюз, что из достигнутого считаете самым важным?
– Думаю, более правильно, если о твоих успехах говорят люди, для которых ты работаешь. Но, тем не менее, мне хочется вспомнить, что в прошлом году мы провели очень важное мероприятие в честь 100-летия нашего отраслевого профсоюза. Мы поздравили и наградили достойных людей и коллективы. Также хотелось бы рассказать о важном социальном проекте, который сейчас находится на финишной прямой. В этом году мы представим книгу о трудовых династиях педагогов. В нее вошли 112 историй про семьи, в которых минимум четыре учителя. И, конечно, самое главное достижение этих лет – это доверие людей. Наш профсоюз объединяет почти 600 тысяч работников сферы образования, 7003 первички. Когда я приезжаю на встречи с коллективами, мне важно, чтобы уехала оттуда с «заданиями», с вопросами. Я очень ценю, что мы работаем без закрытых тем и люди могут поделиться наболевшим, будь то старая дорога к школе или помощь семье.
– Эта неделя для вас особенная – вы принимали поздравления с юбилеем. А дни рождения – это повод посмотреть на свою жизнь и ответить на главный вопрос: я счастливый человек?
– Однажды дочь, поздравляя с днем рождения, сказала: «Мама, сегодня мы понимаем, зачем ты всю жизнь работала на полторы ставки. Чтобы у нас было все, что мы сегодня имеем».
У меня замечательная семья. Я с теплотой вспоминаю свое детство: мы жили небогато, но дружно и весело. Родители всю жизнь упорно трудились и этому же научили и меня. У меня хорошие друзья и отзывчивые коллеги.
Да, я счастливый человек.
Юлия КУЛИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ