Наверх

Татьяна Якубович: «Всегда чувствовала ответственность за то, что делаю»

08 апреля 2022

О том, как работа в школе помогает руководить большим профсоюзом, почему не стоит ломать действующую систему образования и как удержать молодых педагогов, поговорили с председателем ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяной Якубович.

– Татьяна Романовна, некоторое время вы работали в школе и колледже. Конечно, это несравнимо: преподавать для нескольких десятков учащихся и руководить большим профсоюзом. Но можете ли провести параллели?

– Чем бы я ни занималась, всегда чувствовала ответственность за то, что делаю. Помню, когда несколько лет преподавала в экономико-юридическом колледже высшую математику, к каждому занятию готовилась основательно, до двух часов ночи решая все примеры. Учащиеся, которые были лишь на пару лет моложе меня, удивлялись, как это я могу объяснять теорию и практику без бумажки! Только спустя много лет раскрыла им секрет.

Я всегда переживала за каждого своего студента. Был среди моих учеников умный парень, который при этом любил схитрить. Чтобы прогулять занятие, он часто приносил мне липовые справки, которые я рвала. Тогда это его наверняка злило, но пару лет назад он позвонил мне, чтобы поблагодарить. И главное – где бы ни работала, всегда помнила слова мамы, обычной заводской труженицы: «Таня, если ты можешь помочь людям, то помоги. Если нет – так сразу и скажи, не давай ложных надежд». По такому принципу и живу. 

– Как профсоюзный лидер, какую оценку можете дать действующей системе образования?

– Я считаю, что наша система образования целостная и хорошо выстроенная. Революцию в ней делать, конечно, нельзя, а вот постоянно улучшать и модернизировать стоит. И в этом вопросе с нами солидарен социальный партнер – Министерство образования. Приведу несколько примеров. Централизованное тестирование за многолетнюю практику доказало свою эффективность в первую очередь с точки зрения отсутствия коррупционной составляющей. Вместе с тем мы увидели, что за тестами можем упустить талантливого и перспективного студента. Поэтому с 2023 года переходим на единый экзамен, который объединит школьные и вступительные испытания.

Понимаем – образование должно быть более практико-ориентированным. Чтобы на предприятиях руководители не говорили молодежи: «Забудьте все, чему вас учили в вузе». Для педагогов в этом плане уже сделано многое: созданы специальные классы, чтобы школьники смогли примерить на себя роль учителя, а студенты начинают проходить практику не с 3-го курса, как было ранее, а с 1-го.

Знаем о проблеме нехватки педагогов математики и физики. Эти молодые специалисты представляют большой интерес для IT-компаний, которые предлагают им хорошую зарплату. Мы же, в свою очередь, должны заинтересовать их льготами и преференциями, прописанными в коллективных договорах. Здесь хочу отметить Минщину. В «местных конституциях» области закреплено: если специалист отработал два года по распределению и заключил контракт на 5 лет, он автоматически получает плюс 50% оклада к зарплате и 5 дополнительных дней к отпуску. И это имеет свой эффект.

Еще одна проблема – малочисленные детсады или школы. Ведь если в садике всего 10 человек, ни о должной подготовке, ни о социализации не может идти речи. Однако нельзя просто закрыть учреждение: мы обязательно трудоустроим всех педагогов и распределим детей в ближайший (не более 30 минут подвоза на автобусе) сад.

– Над какими важными нормативными актами идет работа сейчас?

– Совсем недавно мы приняли обновленный Кодекс об образовании, документ, к которому шли с 2014 года. Теперь предстоит огромная работа, чтобы привести отраслевые нормативные акты в соответствие с ним. Только за апрель–май требуется скорректировать более 70 из них.

Но я бы хотела рассказать о документе, который мы с Министерством образования разрабатываем впервые. Он направлен на уменьшение травматизма среди обучающихся. По нашим данным, цифры за последние годы не внушают оптимизма. Если в 2020-м травмы получили 522 ребенка, то в 2022-м – 633. Речь не идет о том, чтобы заставить детей ходить по струнке, а о том, чтобы наладить в этом вопросе взаимодействие с социальными партнерами, простимулировать педагогов говорить о потенциальных опасностях и улучшить материально-техническую базу.

– Кто для вас опора и поддержка?

– В первую очередь – моя семья. Родные никогда не упрекали, что я на работе проводила больше времени, чем с ними, когда рано уезжала в командировки и поздно возвращалась. Муж и дети поддержали меня и когда я баллотировалась в депутаты Палаты представителей, хотя понимали, что новая должность обяжет переехать в другой город. И, конечно, я не смогла бы ничего сделать без поддержки коллег из Центрального комитета, обкомов, первичных профорганизаций. Я знаю, что всегда могу на них рассчитывать.

– Вы уже два года возглавляете отраслевой профсоюз, что из достигнутого считаете самым важным?

– Думаю, более правильно, если о твоих успехах говорят люди, для которых ты работаешь. Но, тем не менее, мне хочется вспомнить, что в прошлом году мы провели очень важное мероприятие в честь 100-летия нашего отраслевого профсоюза. Мы поздравили и наградили достойных людей и коллективы. Также хотелось бы рассказать о важном социальном проекте, который сейчас находится на финишной прямой. В этом году мы представим книгу о трудовых династиях педагогов. В нее вошли 112 историй про семьи, в которых минимум четыре учителя. И, конечно, самое главное достижение этих лет – это доверие людей. Наш профсоюз объединяет почти 600 тысяч работников сферы образования, 7003 первички. Когда я приезжаю на встречи с коллективами, мне важно, чтобы уехала оттуда с «заданиями», с вопросами. Я очень ценю, что мы работаем без закрытых тем и люди могут поделиться наболевшим, будь то старая дорога к школе или помощь семье.

– Эта неделя для вас особенная – вы принимали поздравления с юбилеем. А дни рождения – это повод посмотреть на свою жизнь и ответить на главный вопрос: я счастливый человек?

– Однажды дочь, поздравляя с днем рождения, сказала: «Мама, сегодня мы понимаем, зачем ты всю жизнь работала на полторы ставки. Чтобы у нас было все, что мы сегодня имеем».

У меня замечательная семья. Я с теплотой вспоминаю свое детство: мы жили небогато, но дружно и весело. Родители всю жизнь упорно трудились и этому же научили и меня. У меня хорошие друзья и отзывчивые коллеги.

Да, я счастливый человек.

Юлия КУЛИК

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости