Тестировщик игр: «Зачастую ты играешь в «квадратики». И не сколько хочешь, а по 12 часов»
Тестирование игр – модная профессия, которая на самом деле очень далека от того, как ее представляют геймеры.
Какой геймер не мечтает проводить в игре дни напролет? И как жаль, что приходится оставлять на поле боя многотысячное войско и отправляться по своим реальным, а не виртуальным делам – на учебу или работу. Зато у кого-то каждый трудовой день начинается с выхода в игровой мир.
Как на самом деле проходят будни тестировщиков игр и так ли сладка на вкус работа мечты, корреспонденту 1prof.by рассказали профессионалы.
Геймер не равно тестировщик
Ефим Животнюк работает в белорусской компании VironIT, которая занимается разработкой ПО. В течение 3 последних лет он задействован в разработке игры для мобильных устройств.
– Когда рассказываю, что занимаюсь тестированием игр, многие думают, что это больше развлечение, чем работа. Некоторые даже по этой причине выбирают профессию, – делится наблюдениями Ефим. – Вот только если человек приходит с одной мыслью в голове: «Буду много играть!», то очень скоро разочаровывается и уходит.
Ефим играет в компьютерные игры с детства. Затем пошел дальше и начал участвовать в альфа- и бета-тестированиях, находя предложения на аутсорсинговых платформах. Потом был участником разных проектов на добровольных основах – набирался опыта.
– Конечно, тестировщик должен иметь практику игры. Но ему совсем не обязательно быть фанатичным геймером, – убежден Ефим Животнюк. – Любители могут месяцами играть в понравившийся шутер (жанр компьютерных игр, в обиходе называемый «стрелялка». – Прим. авт.). А тестировщик пробует разные игры, но понемногу. Просто чтобы понимать, как они устроены и на что сделали акценты разработчики. Исследовав игровой рынок, можно больше предложить команде в плане улучшения продукта.
Хогвартс в мире тестирования
Если курсов по обучению тестированию ПО в Беларуси много, то научиться работать именно в игровом сегменте до сих пор возможности не было. С осени учебный центр QA Academy, где без малого 10 лет готовят тестировщиков разных специализаций, начнет подготовку по тестированию в геймдев (от англ. game development – разработка игр. – Прим. авт.).
– Обычно от тестировщика требуют хорошего знания английского языка, приветствуется техническое образование, хотя оно и не обязательно. Но начинать работу, не имея представления об основах тестирования, довольно сложно, – рассказывает будущий преподаватель курса, специалист по тестированию ПО компании A1QA Станислав Сподарик.
Тестировщики задействованы практически во всех проектах, связанных с программным обеспечением, они проверяют все – от мобильных или веб-приложений до полнофункциональных программ. Причем специалист может как искать ошибки вручную, так и написать специальную программу, которая будет делать это автоматически. Один из таких инструментов – так называемые крашлитики, программы, которые фиксируют «вылетания» игры у пользователей и записывают, с какой версией продукта произошла ошибка, на каком оборудовании и т.д.
– У каждого приложения есть требования, или спецификации, где указано, каким образом оно должно работать. Задача-минимум тестировщика – убедиться, что оно работает именно так, как указано в требованиях, и, кроме того, придумать всевозможные логические проверки, – объясняет Станислав Сподарик.
Прохождение 100%
– Создание игры – долгий процесс, в ходе которого постоянно меняются решения и воплощения идеи. Неизменным остается только замысел разработчика. Ты должен быть с ним на одной волне и четко понимать, чего он хотел добиться, – рассказывает Ефим Животнюк.
Если при прохождении игры обычный геймер может пропустить сотни записок и посланий, оставленных для него разработчиками, то тестировщик должен проверить все.
– Всегда смотришь, чтобы предметы игры соответствовали возрастному цензу и антуражу. Если игра про викингов, то все найденное игроком должно еще больше погружать его в атмосферу, – приводит пример тестировщик.
Труднее всего, по мнению Ефима, работать с ошибками разработчиков: когда программист не понял дизайнера и сделал, как посчитал нужным. В этом случае тестировщику очень пригодятся навыки парламентера, чтобы помочь двум профессионалам договориться, да так, чтобы результатом остался доволен инвестор.
Третий глаз тестировщика
Специалисты шутят, что пару лет работы в тестировании приводят к необратимым личностным последствиям – вытравить привычку поправлять и придираться становится невозможным.
– Иногда заказчик действительно требует вымерять размеры каждой кнопки до пикселя. Начинаешь работать над следующим проектом, по привычке находишь десятки несоответствий, и тебе уже говорят: остановись, хватит! – смеется Станислав Сподарик.
С заточенным на выявление ошибок глазом тестировщика очень неудобно смотреть фильмы – все время отвлекаешься на киноляпы, вроде режиссеров в кепках на фоне средневековых баталий или камеры операторов, «выглядывающих» в кадр.
– Я просто знаю, куда смотреть, поэтому в играх сразу вижу, когда, например, криво порезана маска – затемнение, которое накладывается на картинку. Обычный пользователь этого даже не заметит, – рассказывает Ефим Животнюк. – Вообще, тестировщику никогда не нравится продукт, который он тестирует. Вот вы играете в классную игру. А представьте ее за месяц до выпуска – все время вылезают ошибки, графика не на том уровне. Зачастую ты играешь в какие-то квадратики. И не сколько хочешь, а 12 или 18 часов.
Работа тестировщика начинается вместе с началом разработки игры. Но если после выпуска продукта большая часть команды уже может спать спокойно, то тестировщик продолжает трудиться.
– Поддержка готовой игры продолжается от месяца до нескольких лет. Появляются обновления, которые тоже нужно проверить и исправить ошибки. Если продукт выходит на рынок другой страны, мы обязаны тестировать, как он работает в конкретном регионе, – перечисляет Ефим.
Над каждым крупным проектом работают десятки тестировщиков – сначала из команд разработчиков и инвесторов, потом к поиску ошибок подключают армию альфа- и бета-тестеров из числа простых пользователей. И даже после выхода игры все недочеты отслеживаются.
– Ты все время смотришь с позиции пользователя. Думаешь, удобно ли это ему, и если нет, то идешь советоваться с дизайнером и разработчиком. Вместе решаете, что нужно поменять, – говорит тестировщик. – Мне по душе то, чем я занимаюсь. Но совсем не потому, что я много играю. Как пользователь, я бы и не скачал такую игру – мне нравятся совсем другие жанры. Но быть частью большой команды, искать ошибки разными способами, которые сам придумываешь, и, в конечном счете, влиять и улучшать игровую реальность – это здорово.
Диана ФИЛИМОНОВА