Общество и профсоюзы

Труд вне социума: «за» и «против»

Пандемия COVID-19 вынудила представителей многих профессий выбрать удаленный режим работы. Как в разных странах люди отреагировали на существенные изменения условий труда и жизнь вне социума?

Андрей ПУШКАРЕВ, коуч-психолог, Минск:

– Казалось бы, для работы коуча необходимо живое общение с человеком, как говорится, глаза в глаза. Раньше так было, но коронавирус внес свои коррективы – пришлось «уйти в интернет». И в этом, я считаю, больше позитива, чем негатива. Экономятся финансовые средства – не надо снимать помещение для встреч и занятий и время (на дорогу). Я дома на диване, мой клиент на диване, мы беседуем – всем удобно. К тому же при работе в режиме онлайн ты не привязан к одному городу, консультации можно проводить по всему миру. Скажем, один из моих клиентов сейчас находится на Бали, и это не мешает нам искать пути решения его проблем. Еще пример: мой друг написал книгу по массажу и продает ее в цифровом формате через интернет. Говорит, что большинство его покупателей живут в США.

Считаю, что будущее за онлайн-бизнесом. Из-за коронавируса люди меньше выходят на улицу, реже посещают магазины. Как развивать торговлю? Правильно, в интернете! Как освоить вторую профессию, если первая уже не способна прокормить? Посредством сети интернет.

Ирена ПРАНЦКУНЕНЕ, специалист Вильнюсского муниципального центра социальной поддержки (Литва):

– Как работнику социальной службы, который занимается проблемами детей в неблагополучных семьях, мне было очень сложно вне социума, поэтому очень рада, что карантин в Вильнюсе закончился (карантин длился с 13 марта по 17 июня. – Прим. авт.), и мы вернулись к привычному ритму жизни. Согласитесь, разговор по телефону или в скайпе не заменят живого общения, когда чувствуешь атмосферу в семье.

Первые две недели карантина были очень сложными: не у всех получалось общаться онлайн, в том числе по причине отсутствия компьютера дома. Правда, малообеспеченные семьи, в которых есть школьники, получили оргтехнику от муниципалитета (для дистанционного обучения).

Живое общение необходимо – мы люди, и нам надо сопереживать, радоваться. К слову, опрос, проведенный среди литовских школьников, показал: дети хотят учиться в школе, чтобы видеть и слышать друг друга и учителей.

Татьяна ШАПОШНИКОВА, управляющий директор и старший юрист юридической компании «RSL-LAW» Лондона (Англия):

– Поскольку наша компания занимается операциями с недвижимостью, то и до пандемии приходилось работать онлайн, ведь жилье в Англии покупают люди из разных стран. Мы работаем с помощью Skype или WhatsApp. Согласитесь, так даже проще: есть возможность назначить удобное для всех время (в офисе, когда приходят сразу несколько клиентов, это сделать сложнее). Чаще стали организовывать вебинары и выкладывать их видеозапись в You Tube. За последний месяц количество наших подписчиков увеличилось в 10 раз. Вебинары смотрят граждане Канады, Швейцарии, России и других стран.

Лично мне как руководителю компании хочется, чтобы люди, увидев наш логотип, думали: «Если мне понадобится продать или купить жилье, то я обращусь в эту фирму». Что касается работы в целом, то, на мой взгляд, не имеет значения, ведется она из офиса или в режиме онлайн. Главное, чтобы выполнялась на «отлично». Для этого нужна команда профессионалов, и нам удалось такую создать. У меня часто спрашивают, как я осуществляю контроль за сотрудниками. Ни о каком контроле речи не идет. Отношения строятся на доверии, понимании общих целей и задач.

Подготовила Галина СТРОЦКАЯ