test gtag

Творить жизнь: как рисование помогает в реабилитации жертв домашнего насилия

Идея курса арт-терапии для женщин «Открыта жить» родилась в рамках проекта «Укрепление национального потенциала в сфере противодействия гендерному насилию (с акцентом на насилие в семье) в Республике Беларусь», который Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) проводит совместно с МВД Беларуси при финансовой поддержке правительства Великобритании и Шведского международного агентства по развитию (СИДА).

По словам представителя ЮНФПА Анны Левданской, хотелось создать курс, который помогал бы пострадавшим от домашнего насилия и заодно давал бы возможность рассказывать обществу об этой проблеме. Согласно мировой статистике, каждая третья женщина подвергается одной из форм физического или сексуального насилия со стороны знакомого ей человека. И все они нуждаются в помощи, чтобы справиться с этой ситуацией.

Побороть страх… на бумаге

Проводить занятия в рамках курса согласилась белорусская художница Ника Сандрос. Сначала она посетила шелтер, администрируемый ОО «Радислава», пообщалась с пострадавшими. Женщины рассказали Нике свои истории, поделились переживаниями и эмоциями.

 

«У меня был вопрос: как относиться к ученицам, оказавшимся в такой жизненной ситуации? Некоторые из девочек были в таком стрессовом состоянии, что я сомневалась, смогут ли они технически выполнять задания. Ведь для этого нужно сохранять спокойствие, рассматривать предмет, наблюдать красоту вокруг, — рассказала Ника Сандрос. — Поначалу приходилось искать индивидуальный подход. Помню, всем ученицам я давала на занятиях карандаши, а одной — пастель. Ей так было удобнее. Но потом как-то все выравнялись. Сейчас девушки из этой группы ничем не отличаются от других студентов моей школы».

Занятия построены по нарастающей — от простых штрихов и тонировок к сложным формам и цветовым гармониям. Рисуют и автопортреты, и натуру (цветы, птиц, фрукты), и свои мечты. Один из уроков был посвящен страхам, которые нужно победить на бумаге, просто добавив к рисунку то, что может его ликвидировать. К примеру, кто-то изображал кричащего человека, а потом «сажал» его в клетку. Одна ученица изобразила себя, разорванную на части, а потом пришел доктор и все «сшил».

Изначально курс был рассчитан на 14 уроков, но из-за повышенного интереса к нему расширился. Занятия проходят как в студии, так и в убежище. А Ника о своем рабочем графике теперь так и говорит: «В субботу рисуем с девочками».

«Все работы получаются потрясающие. Я готова поспорить со стереотипом, что у кого-то есть талант к рисованию, а у кого-то нет. Такое мнение сохранилось еще с советских времен. Дело в том, что наша школа учит рисовать правильно. А западная — сначала самым простым примитивным способом увидеть предмет, — пояснила художница. — Там учитываются техники правополушарного рисования, контурные рисунки, техника руки и т. д. Поэтому, когда ты научился видеть предмет просто и осознанно, то легко перенесешь его на бумагу».

На занятиях по арт-терапии нет никаких оценок. Ведь нельзя сказать, что чьи-то эмоции хуже или лучше. Ника просто советует, как улучшить рисунок: где добавить контраста, четкости, цвета. Кстати, мрачных красок в изображениях не так и много. Художница говорит, что в терапевтической практике важен больше нажим на карандаш. Можно рисовать и розовым, но так, что бумага будет рваться. Это и есть один из показателей стресса.

«Обожаю ощущение, когда люди приходят, не веря в себя, начинают что-то делать и у них получается, — поделилась впечатлением Ника. — Хотя, по большому счету, я их ничему не учу. Просто создаю нужную атмосферу и даю задания. Для отличного результата в первую очередь нужно создать творческую безопасную среду».

Обрести и принять себя

Психологи говорят, что арт-терапия отличается своей доступностью, но в то же время предлагает творить жизнь. В данном случае можно нарисовать свой страх или гнев. Этот метод основан на позиции психоанализа: то, что скрывается в подсознании, выходит наружу.

Арт-терапия помогает понять то, что долгое время вытеснялось, и попытаться что-то изменить. И хорошо, когда такие занятия проводятся в группе: женщины делятся своими чувствами, находят поддержку как друг у друга, так и у специалиста. Сама атмосфера доброжелательности, безопасности уже является терапевтической. Причем важно объяснять, что трудности — признак движения вперед. «Это как езда на велосипеде: в гору подниматься сложно, а падать легко, — пояснила психолог ОО «Радислава» Ольга Казак. — Когда во время занятий женщины осознают свои эмоции и переживания, может быть, плачут, они испытывают облегчение».

По словам специалиста, сначала участницы курса боятся выражать себя. Об их состоянии можно судить, к примеру, по размеру изображения. Маленькое говорит о низкой самооценке, депрессии, что человек в данный момент чувствует себя ничтожным. Раздутый рисунок свидетельствует о тревоге. Кроме того, когда люди с проблемами начинают рисовать, заметна угловатость форм. Что касается выбора цвета, то если на первых занятиях преобладают черные, коричневые тона, это хорошо. Значит, весь негатив выходит и ложится на бумагу.

«Часто девочки жалуются, что не довольны своим результатом. Мол, у других рисунки получаются лучше. Но в арт-терапии главное не результат, а процесс, — отметила психолог. — В ходе занятий постепенно происходит обретение и принятие себя, появляется уверенность. Это особенно важно, учитывая, что жертвам домашнего насилия постоянно навешивают чувство вины».

Что в итоге?

В конце ноября 2017 года в Минске пройдет выставка работ всех участниц курса «Открыта жить». Она станет частью международной акции «16 активных дней против насилия в отношении женщин и девочек», которая ежегодно проходит с 25 ноября по 10 декабря. На выставке также будут представлены фотоснимки, сделанные во время занятий (фотограф Дина Ермоленко), серия фотографий «Каждая третья. За закрытой дверью» (фотограф Александр Васюкович) и серия фотопортретов из цикла «Жизнь после» (фотограф Дарья Бубен).

Но на этом проект не заканчивается. Организаторы обещают после выставки найти новые подходы к его реализации, а Ника Сандрос планирует и дальше приезжать в шелтер, чтобы просто «рисовать с девочками».

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора