Наверх

Тысячи детей ежегодно находятся в социально опасном положении. Какие же они, маркеры семейного неблагополучия?

07 февраля 2020

На Брестчине в прошлом году 2226 детей из 1037 семей были признаны находящимися в социально опасном положении, 228 из них нуждались в госзащите и были отобраны, 184 человека лишены родительских прав. Попробуем разобраться, почему в нашей стране, где правительство уделяет столько внимания семье и демографии, тысячи детей ежегодно оказываются в опасном положении.

Одни из многих

В январе этого года Барановичский район всколыхнуло шокирующее событие. Четверо малолетних детей двое суток находились дома одни. Без присмотра, еды, тепла. По свидетельству очевидцев, в доме были только сырые макароны и соль, газовый баллон не заправлен, дрова на зиму не заготовлены. Старшей девочке всего 9 лет, но на время отсутствия родителей она сумела их заменить: собирала братьев в школу, 3-летнюю сестричку – в детский сад. Возможно, дети еще дольше находились бы одни, если бы тревогу не забили работники детского сада. Малышка затемпературила, воспитатель сообщила об этом маме по телефону. Та ответила, что забрать дочь сможет лишь вечером. Поскольку учреждение образования находилось в одной деревне, а проживала многодетная семья в другой, и детей отвозили на школьном автобусе, то работники образования сразу ничего не заподозрили, но назавтра девочка снова была в садике и снова с температурой. Мама на связь больше не выходила. Вот тут-то и выяснилось, что дети дома одни. Председатель Крошинского сельисполкома Татьяна Щербацевич отмечает, что семья переселилась к ним несколько лет назад. Родители 1984 и 1987 годов рождения, то работали, то не работали, имели солидные долги по квартплате, за питание детей в школе и детском саду.

В стенах Барановичского приюта протекает жизнь детей, изъятых из неблагополучных семей.

– Когда мы посещали семью, мама не всегда была любезна, могла не открыть дверь, не хотела показывать, как живут дети, – рассказала Татьяна Щербацевич. – Тем не менее мы не оставляли семью без присмотра.

Староста и односельчане (хотя семья и жила не в самой деревне, а в нескольких километрах от нее возле железнодорожной станции) говорят, что родителей алкоголиками назвать нельзя. «Они скорее загульные», – отмечают сельчане и добавляют, что сначала выпивал лишь мужчина, а потом компанию ему все чаще стала составлять жена. Вместе они и начали «странствовать», забывая о существовании малышей. На сегодняшний день все четверо детей находятся в социальном приюте в Барановичах. Их дальнейшую судьбу решит суд.

Если в приюте лучше, чем дома

Директор социально-педагогического центра г.Барановичи Ксения Обжельян с сожалением отметила, что заведение, в состав которого входит приют, не испытывает недостатка в постояльцах. Центр обслуживает три административные территории – город Барановичи, Барановичский и Ляховичский районы и рассчитан на 29 мест. На данный момент здесь находятся 27 детей.

– Помню, как в первый год работы мне хотелось каждого ребенка из приюта забрать к себе домой, – рассказала Ксения Обжельян. – И сегодня, спустя 10 лет, не стала жалеть детишек меньше. За каждым из них стоят неблагополучие, безрадостное детство, искалеченное нездоровыми пристрастиями взрослых. В первую очередь я бы назвала пьянство. У большинства оказавшихся у нас детей родители пьют.

По словам специалистов центра, здесь немало детей, которые попадают сюда снова и снова, хотя родители бьют себя кулаком в грудь, обещая исправиться. А в итоге получается так, что некоторые дети не хотят уходить из приюта. Проведя в этом социальном учреждении достаточно длительное время, дети привыкают к чистоте, регулярной, вкусной еде, вниманию со стороны работников и не хотят возвращаться домой, где обычно их ничего хорошего не ждет. Скажем, недавно 14-летняя девочка просилась остаться.

Низкая родительская ответственность

Педагог-психолог социально-педагогического центра Светлана Юрчик работает здесь с момента открытия учреждения – 20 лет. Говорит, причину детского неблагополучия в семьях видит в первую очередь в низкой родительской ответственности.

«Слоник, а где твои мама с папой?»

– Нарожать детей – одно, другое дело – их воспитать, – рассуждает Светлана Николаевна. – Самое обидное то, что мы встречаем в приюте детей своих бывших воспитанников.

Опытный педагог-психолог отмечает, что ее больше всего удручают те родители, которые клятвенно заверяют исправиться, заняться своими детьми и с радостью забирают их из приюта. «Но проходит несколько месяцев и их дети снова у нас. И ты понимаешь, что вся твоя работа, твое участие в их судьбах им и не нужны вовсе», – посетовала Светлана Андреевна.

Корысть и бескорыстие: где между ними грань?

Государство уделяет огромное внимание улучшению демографической ситуации в стране. Мамы имеют немало льгот, особенно многодетные. Пособия на детей постоянно увеличиваются. Вот и с 1 февраля этого года снова вырос размер пособия, выплачиваемого на детей до 3 лет. Конечно же, предполагается, что эти средства пойдут на воспитание детей.

Однако есть в нашем обществе прослойка мам, для которых именно детские пособия становятся источником существования всей семьи. Причем о самих детях такие мамочки не особо пекутся, ведь в случае чего их воспитанием займется государство. Статистика тому подтверждение. В том же Барановичском районе Брестчины в прошлом году 8 родителей были лишены родительских прав, и лишь 3 вернули детей. Завсектором охраны детства главного управления по образованию Брестского облисполкома Наталья Фетисова отметила, что приходится сталкиваться с тем, что некоторые родители не обеспечивают жизненные потребности детей в еде, одежде, не исполняют свои обязанности по воспитанию, жестоко обращаются с детьми, своим поведением отрицательно на них влияют. Маркерами семейного неблагополучия являются пьянство, аморальный образ жизни родителей, их иждивенческая позиция.

Педагог-психолог социально-педагогического центра ведет занятия с детьми из приюта.

Председатель Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяна Якубович, в прошлом – депутат парламента, также соглашается, что для части мам детское пособие является основным источником существования, и зачастую этот «источник» уходит на приобретение алкоголя.

– С моей точки зрения, пьянство порождается незанятостью, – поделилась Татьяна Романовна. – Не случайно Президент и правительство озабочены развитием регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Ведь семейное неблагополучие порой кроется и в материальном факторе, хотя моральный также нельзя сбрасывать со счетов.

– Институт, который должен заниматься воспитанием детей, это семья, – уверен депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий Дашко.  – Вмешательство в семью извне возможно лишь в крайнем случае, когда появляется реальная угроза для детей. И наше законодательство осуществляет их защиту. В этом направлении работают образование, медицина, социальные службы, правоохранительные органы и общественные организации. Но заглянуть в каждый дом, каждую квартиру невозможно. Да и не нужно. Взрослые люди сами должны нести ответственность за себя и свою семью, а если у кого-то это не получается, тогда подключается государство. Причин для лишения родительских прав набирается немало, но основную вижу все же в безответственности родителей.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото автора и из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
16 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 12 апреля 2024
Все новости