Общество и профсоюзы

Учитель-мечта, или Каков портрет идеального педагога

В приоритете – широкий кругозор и умение видеть главные достоинства каждого ученика

В детстве практически все играют в школу и выступают таким образом в роли учителя. Мальчики и девочки представляют себя взрослой авторитетной личностью, которую куклы либо младшие братья и сестры безоговорочно слушаются. С течением времени некоторые приобретают профессию, о которой мечтали в детстве. Другие же, напротив, понимают, что педагогическая деятельность не для них. С возрастом формируется более четкая картина того, как должен выглядеть учитель и какими качествами следует обладать. Портал 1prof.by выяснил, что родители и ученики вкладывают в понятие учителя-мечты.

Рассмотреть сильные стороны каждого и самому иметь широкий кругозор

Если говорить о профессиональных составляющих, то окружающие, прежде всего, хотят видеть учителя, умеющего находить индивидуальный подход к каждому ученику. Также педагогу важно уметь увлекать школьников в обучающий процесс и при этом самому иметь широкий кругозор и общую культуру.

А вот к качествам, которые раздражают в учителе, молодые и зрелые люди единогласно относят несправедливость и непонимание, выделение «любимчиков» и высокомерие, придирчивость и жестокость, а также предвзятость и сравнение с другими. Среди личностных качеств респонденты выделили терпение, справедливость, чувство юмора, а также способность похвалить и одобрить. Предпочтительно, чтобы педагог занимался спортом и не афишировал свои вредные привычки, если такие имеются. Кроме того, в современном мире учитель должен контролировать информацию и фотографии, которые публикует в социальных сетях.

Важное умение учителя не переходить грань

Во все времена к учителю предъявляли огромное количество требований. И в этом, безусловно, есть здравый смысл. Ведь школа может привлекать и отталкивать учащихся разными сторонами. В положительных моментах кто-то ставит на первое место приобретение знаний и навыков. В дальнейшем, по мнению опрошенных,  они приведут к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Другие же ученики, как им кажется, ходят в школу для общения. Такие люди радуются от самого пребывания в коллективе. В обоих случаях настроение и мотивация детей во многом зависит от учителя. 

Говоря о том, что учитель должен быть понимающим, уважающим учеников, внимательным, готовым оказать им помощь и поддержать в трудную минуту, учащиеся также обращаются с просьбой «не орать на учеников». Рядом с такими пунктами, как сдержанность и тактичность ученики ставят просьбу «не лезть в их личную жизнь». Педагог должен быть авторитетом и примером для школьников. С этим все согласны. Вместе с тем не нужно следить за детьми и если ученик поделиться с педагогом чем-то сокровенным, об этом не должна узнать вся школа. У людей с детства развивается важные эстетические чувства, поэтому на внешний вид учителю также стоит обращать внимание. Ученики приветствуют опрятный красивый вид учителей.

Мнение родителей:

 – На мой взгляд, очень важно, чтобы учитель имел уравновешенный характер и был спокойным. Чтобы педагог разбирался в детской психологии. На личном примере преподаватели учат детей не только знаниям, но и общению с людьми, ответственности за свои поступки и честности. В современных условиях, я считаю, учителям должны стремиться быть креативными и активными, а также способными связать учебный процесс с реальной жизнью. Отношения с детьми нужно строить на взаимном уважении. Если мальчик или девочка не понимает излагаемый материал, стоит постараться терпеливо и доходчиво его объяснить. Как ни парадоксально, но учитель должен быть и добрым  и строгим. С одной стороны, нужно держать дистанцию. В то же время учителю следует замечать, кого лучше похвалить и подбодрить, а кого пожурить; кому стоит дать побольше времени на размышление, а кого подгонять; кому дать возможность выговориться, а от кого не требовать многословности. Умение выслушать и дать совет также считаю одним из самых ценных. Конечно, ситуаций может быть множество. Да и ученики, мягко говоря, нынче не ангелы. Взаимодействие всех сторон нужно учитывать и работать, объединив силы. Родители,  ученики и педагоги – важно участие и желание всех заинтересованных лиц создать гармоничный союз, – считает инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Алексей Зверкович.

Вместе с тем Алексей уделяет внимание такому аспекту, как техническая грамотность и современность.

– Учителю в современных условиях необходимо разбираться в гаджетах, интернете в целом и социальных сетях в частности. Здорово, когда учитель применяет эти навыки в учебном процессе на благо детей. Мне бы хотелось, чтобы учителя моих детей были профессионалами, которые не только знают и любят свой предмет, но и обожают детей.

Отец двоих детей убежден, что идеальный учитель тот, для которого  учительство в какой-то степени является смыслом жизни.

 – Тот, кто вкладывает в детей там много, должен быть человеком с большой буквы. Здесь важно, в том числе, и хорошая дикция, чтобы удержать внимание детей на предмете. Говоря на молодежном сленге, «учитель должен быть на одной волне с классом».

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото из открытых интернет-источников