Учиться и учить других: студенты ПГУ работают преподавателями на добровольных началах
Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения – место, куда круглый год спешат пенсионеры. Здесь они могут пообщаться, взять интересную книгу, освоить различные виды рукоделия и выучить иностранный язык.
Такую возможность уже 5 лет предоставляют пожилым людям студенты Полоцкого государственного университета. И преподавание на добровольных началах председатель профкома студентов ПГУ Светлана Волочник называет главной фишкой своей первички.
У студентов всё по плану
Занятия не проводятся спонтанно: здесь выверены график и программа, есть и свой координатор – студентка 2-го курса Анастасия Кравцова. Девушка заняла эту должность в прошлом году, сменив предшественницу-выпускницу. Уже за полтора года Настя зарекомендовала себя и как грамотный педагог, и как отличный организатор.
Ася – так называют ее пожилые ученики – и сама преподает по четвергам. В ее группе пока одни женщины.
– Обучить взрослых людей иностранному языку на самом деле несложно, – говорит юная преподавательница. – Особенно если у них есть мотивация. А мои студенты этим могут похвастаться. У большинства из них за рубежом живут дети. Как правило, каждое лето пенсионеры едут к ним в гости. И им нужно общаться с социумом, ориентироваться в сфере обслуживания.
Ася замечает, что желание, пожалуй, самое главное слагаемое успеха. И если оно есть, то все отлично получается даже у возрастных людей. Возможно, им нужно чуть больше времени, чтобы усвоить материал. Например, школьнику для закрепления одной темы достаточно 3 занятий, а пожилому человеку необходимо 4–5.
– Но при этом я вижу прогресс. А когда мы двигаемся, не стоим на месте, то повторить необходимые слова несложно и 3, и 4 раза, – поясняет девушка. – Мне кажется, куда важнее принять во внимание, что есть люди с гуманитарным складом ума, есть с математическим. Выучить язык, чтобы жить и разговаривать в другой стране, может каждый. Но гуманитарию это дастся легче. Он выучит, к примеру, 10 слов за 15 минут, а математик – за 30. И возраст здесь не играет решающей роли.
Весело и комфортно
Группа Аси занимается уже второй год. На занятия приходят около 10 женщин – оптимальное количество, чтобы учиться с комфортом.
Каждая получает распечатку с заданием. Сразу выделяется студентка, которая видит в формах слов систему. В прошлом Валентина была преподавательницей французского и немецкого языков. Пришел через и английского: ее дочь живет в Англии. Ася называет Валентину одной из самых старательных студенток. Женщина много занимается дома, внимательно переписывает слова в тетрадь, используя механическую память. Правда, жалуется, что иногда выученные ранее языки не помогают, а мешают усваивать третий.
Небольшая языковая разминка, затем группа выполняет самостоятельное задание. Следующий этап – игра. Чтобы повторить названия элементов гардероба, Анастасия предлагает нарисовать на доске человечка. Ученики предлагают по-английски, во что его следует одеть. В итоге получается забавный паренек в шарфе, ушанке и шортах. Все весело смеются.
– У меня нет специальной программы для занятий со взрослыми людьми, – объясняет Ася. – Но всегда везло на отличных преподавателей иностранного языка. И я позаимствовала все самое лучшее из их методик.
Девушка рассказывает, что, когда поступила в ПГУ, вынуждена была учить немецкий язык с нуля. Преподаватели придумывали для студентов игры, диалоги, все время побуждая к общению. В итоге к середине 1-го курса она уже могла рассказать по-немецки о себе и своей семье. А еще через год почувствовала силы свободно выражать на этом языке свои мысли.
– Такая форма работает – убедилась на своем опыте. Теперь использую ее на своих занятиях, – говорит Ася.
О том, что угадала с подходом, поняла после летних каникул. Ее взрослые ученицы вернулись из заграничных поездок. К примеру, Любовь, вернувшись из США, рассказала, что приглядывала за американскими внуками и выходила с ними гулять на детскую площадку. Там она не только понимала, о чем говорят англоязычные мамочки, но и полноценно могла общаться с ними.
Мотивация есть
Видеть результаты своего труда – очень важно для того, чтобы его продолжить. Но занятия в территориальном центре отнимают немало времени: к ним нужно готовиться, придумывать программу и план уроков, делать распечатки. Какую нужно найти мотивацию, чтобы не отказаться от преподавания в пользу собственного развития и отдыха? Ася Кравцова считает, что главное – начать. А дальше работа затягивает и мыслей отказаться от нее не возникает.
– Меня привела сюда девушка, которая курировала это волонтерское направление, – говорит Ася. – Она горела этой работой и заразила меня. А еще мне понравилась идея получить опыт работы, ведь нас вскоре ждет распределение. Но немного поработав, я поняла, что мне нравится отдавать свои знания и видеть, что они востребованы. Пожалуй, хотела бы в будущем заниматься репетиторством со взрослыми людьми. Хотя не исключаю, что во время школьной практики не меньше полюблю и школьников.
Занявшись координированием преподавателей-волонтеров, Ася заметила: не каждый год получается быстро и легко набрать желающих учить других. Но те ребята, которые однажды пришли сюда, делают свое дело на совесть.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора